Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Чистый убыток для Москвы». Урегулирование в Газе ставит для мира вопрос об адекватности Путина

Daniel Torok / The White Hous

Состоявшееся без участия России мирное урегулирование в Газе и отмена в Москве первого в истории российско-арабского саммита продемонстрировали провал планов Кремля выставить себя влиятельным международным игроком, которому нипочем санкции Запада. Ослабление напряженности на Ближнем Востоке также вновь привлечет внимание к российской войне в Украине и нежеланию Владимира Путина ее заканчивать.

На «саммите мира» в Шарм-эль-Шейхе 13 октября при участии 20 мировых лидеров была подписана декларация о прекращении огня в секторе Газа, основанная на плане президента Дональда Трампа. Группировка ХАМАС уже вернула всех оставшихся в живых израильских заложников, а Израиль отвел войска из Газы и освободил палестинских заключенных. «Вместе мы достигли того, что все считали невозможным. Наконец-то на Ближнем Востоке наступил мир», — заявил Трамп. Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси объявил о скором созыве конференции по мирному восстановлению Газы: «В ближайшие дни Египет будет работать с Соединенными Штатами в координации с партнерами для того, чтобы заложить основы восстановления сектора Газа».

Хотя в Шарм-эль-Шейхе были даже лидеры Армении и Азербайджана, которым Трамп несколько месяцев назад тоже помог договориться о мире, и посол Японии, Россия на нем никак не была представлена. Из слов министра иностранных дел Сергея Лаврова следует, что Москву фактически проигнорировал Каир. Приглашения на саммит мира, сказал Лавров, по согласованию с США направлял Египет, который Путин всего лишь в мае называл «одним из ключевых партнеров России в Африке».

Путин тогда утверждал на встрече с ас-Сиси: «Наши страны координируют подходы по актуальным международным вопросам, включая ситуацию на Ближнем Востоке». Но хотя от Москвы не ждали, что она сыграет важную роль в урегулировании в Газе, отсутствие ее лидеров в Египте подчеркивает суровую реальность, которую Кремль не желает признавать, пишет The Guardian. Война в Украине подрывает влияние России на Ближнем Востоке, где она пытается выставить себя сильным региональным игроком в противовес Западу, сказала газете Ханна Нотте, берлинский эксперт по внешней политике России и Ближнему Востоку, приглашенный старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований:

Когда дело касается любых крупных процессов [на Ближнем Востоке], основные игроки в регионе больше не смотрят в сторону Москвы.

И Москве приходится придумывать оправдания того, что ее игнорируют. Она «не откажет», если участники саммита в Египте «сочтут нужным» привлечь ее к мирному урегулированию в Газе, «но навязываться не будет», заявил Лавров арабским СМИ. Одновременно властям пришлось отменить намеченный на 15 октября первый российско-арабский саммит. Он задумывался как одно из главных внешнеполитических мероприятий года: Кремль рассчитывал показать западным лидерам и, в первую очередь, Трампу, что Россия имеет поддержу и влияние в арабском мире, рассказывал Bloomberg человек, знакомый с подготовкой мероприятия.

Но из 22 лидеров Лиги арабских государств приглашение приняли лишь несколько человек. В качестве оправдания отмены саммита в Кремле назвали начало урегулирования в Газе по плану Трампа.

Все последние годы и особенно после начала войны в Украине Кремль продвигал теорию о том, что мир разворачивается от порочного порядка к хаосу, где каждый за себя и делает, что хочет; Россия в этой ситуации «не делает ничего особенного, все такие, а нас критикуют из чистой русофобии», отмечает Александр Баунов, старший научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии. И в условиях фрагментации мирового порядка региональные проблемы предлагалось решать на региональном уровне – конечно, с участием России, которая пыталась выступить представителем стран поднимающегося глобального Юга, но главное – без Запада.

Договор в Шарм-эль-Шейхе полностью подрывает эту позицию, указывает Баунов:

Главным посредником мира оказался постылый Вашингтон... При этом на подписании… было представлено 20 стран, из них половина — девять, а с Турцией — десять, страны Запада, и ни одной России. И даже ни одного Китая. И ни одной Бразилии и Южной Африки. Индия отдувалась за весь БРИКС. И если глобальный Юг был представлен несколькими парами, которых «Трамп уже помирил» (Армения и Азербайджан, Индия и Пакистан), то присутствие Франции, Италии, Британии или Венгрии — это коллективный Запад в чистом виде и Европа, которую Трамп вроде бы должен не любить.

Более того, утверждает Баунов, война Израиля и ХАМАС в Газе фактически была «идеальной операцией прикрытия» для путинской агрессии в Украине, отвлекая от нее внимание в мире. А прекращение военных действий на Ближнем Востоке он называет «чистым убытком» для российского режима: после того, как «удалось заставить прекратить огонь противников с репутацией упорных, жестоких и вечно непримиримых… и при этом обе стороны что-то уступили, неуступчивость Путина вызывает настоящую оторопь и буквально выкрикивает вопрос о его адекватности».

Теперь отказ Путина обсуждать прекращение огня в Украине выглядят как личный вызов Трампу, считает Баунов. Давление, которое Трамп и привлеченные им в посредники Катар, Турция и Египет оказали на ХАМАС и руководство Израиля, показали, что эта тактика работает. «Пока мы не оказывали такого же давления на Россию», – говорит бывший представитель США в НАТО Курт Волкер.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку