(Добавлены высказывания руководства ЦБР, комментарии аналитиков)
МОСКВА, 24 окт (Рейтер) - Российский Центробанк в пятницу пошел на снижение ключевой ставки до 16,50%, несмотря на рост цен и повышение инфляционных прогнозов, назвав в числе причин такого решения замедление спроса в экономике.
Вероятность сохранения и снижения ставки в этот раз были практически равны, показал опрос Рейтер.
«Шаги Банка России становятся более осторожными, а прогнозируемая жесткость будущих решений по ключевой ставке даже немного выросла», - сказал главный экономист ВТБ Родион Латыпов.
На «столе» у ЦБР были те же три варианта, которые обсуждали аналитики.
«Предметно рассматривались три варианта: 16,0%, 16,5% и неизменная ставка в 17,0%. Было много аргументов по этим решениям, но различия в позициях, наверное, можно свести к оценке устойчивой инфляции и степени обеспокоенности масштабом возможных вторичных эффектов от разовых проинфляционных факторов», - сказала глава ЦБР Эльвира Набиуллина на брифинге.
Разовые проинфляционные факторы в виде повышения НДС, удорожания бензина, повышения утильсбора, санкций, будут иметь как прямые, так и вторичные эффекты и предсказать их сложно.
«Те, кто выступал за более значительное снижение, полагают, что охлаждение спроса сравнительно быстро будет двигать устойчивую инфляцию к целевому уровню. И что влияние проинфляционных разовых факторов на инфляционные ожидания будет не очень значительным. Те, кто отстаивал неизменность, напротив, полагают, что устойчивый рост цен еще не опустился до 4%, и, возможно, пока остается ближе к 6%», - сказала глава ЦБР.
Сама она не сказала, за какое решение выступала, но долго объясняла мотивацию тех, кто предлагал не менять ставку.
«Те, кто выступал за неизменность ставки, опасаются, что это влияние разовых факторов в условиях, когда перегрев спроса еще не исчерпан, а инфляционные ожидания высокие и не заякоренные, оно может быть более выраженным, растянутым во времени, чем в том случае, если бы эта комбинация проинфляционных разовых факторов реализовывалась при низкой инфляции и сбалансированном росте», - сказала Набиуллина.
«И, на их взгляд, поэтому требуется дополнительная осмотрительность при дальнейших шагах по смягчению денежно-кредитной политики».
В ДЕКАБРЕ ЕЩЕ СЛОЖНЕЕ?
Дальнейшие решения о ключевой ставке будут приниматься в зависимости от устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий, которые могут вырасти вслед за ценами на топливо и налогами, считает регулятор.
«Декабрьское решение обещает быть еще более сложным на фоне фронтлодинга НДС в цены», - сказала Софья Донец из Т-Инвестиций.
В этот раз у ЦБР много жесткой риторики, считает финансист Евгений Коган, ожидая, что на следующем заседании 19 декабря руководство регулятора будет выбирать между еще одним снижением на 0,5 процентного пункта и неизменной ставкой.
По прогнозу Совкомбанка на декабрь, ставка будет снижена еще на 50 базисных пунктов до 16%, а к концу 2026 года - до 14%.
ЦБР
повысил прогноз ключевой ставки
на следующий год до 13–15% с 12-13%, и аналитики считают это гораздо более негативной новостью, чем сегодняшнее символическое снижение.
«Я считаю, что мы в любом случае находимся в цикле смягчения денежно-кредитной политики. Оно может происходить с паузами, но вы видите траекторию ставки, которую мы дали и на следующий год, это продолжение, пусть более аккуратное, смягчения денежно-кредитной политики», - сказала Набиуллина.
Прогноз средней ставки на текущий год предполагает возможность как дополнительного снижения на декабрьском заседании, так и паузу, добавила она.
«Сигнал совета директоров на ближайшие заседания - нейтральный. Это означает, что продолжение снижения на ближайших заседаниях не предопределено по умолчанию. Для решения о следующем снижении ставки потребуются дополнительные факты, которые будут подтверждать, что можно двигаться дальше без риска того, что устойчивая инфляция залипнет в 2026 году выше целевого уровня», - сказала Набиуллина.
ЦБР уже не верит в достижение цели по инфляции в 4% в 2026 году и ждет этого позднее. Новый прогноз на следующий год - 4-5%.
«Повышение прогноза на 2026 год связано с действием разовых проинфляционных факторов. Устойчивая инфляция достигнет 4% во втором полугодии 2026 года. В 2027 году и далее годовая инфляция будет находиться на цели», - сообщил регулятор.
Набиуллина назвала новые санкции, которые на этой неделе ввел президент США Дональд Трамп против Роснефти и Лукойла, негативным внешним фактором.
Трамп дал другим компаниям и банкам время до 21 ноября, чтобы свернуть операции с Роснефтью и Лукойлом, поэтому некоторые эксперты допускали, что компании будут вынуждены конвертировать свои валютные запасы и это приведет к еще более сильному укреплению рубля. Но Набиуллина такой риск отвергла.
«Мы такого риска не видим», - сказала глава ЦБР.
По ее мнению, крепкий рубль, который тормозит инфляцию при прочих равных, связан не только с жесткой ДКП, но и с действием структурных факторов.
«Это ограничения по импорту, внешние и внутренние. Внутренние - это импортозамещение, это протекционизм, это требования по локализации, это требования по закупке отечественной продукции в рамках госсектора, госзаказа - они будут объективно зажимать импорт, будут объективно, при прочих равных, приводить к тому, что доля импорта в ВВП будет меньше. И надо понимать, что это будет иметь следствием более крепкий курс».
Также на курс долгосрочно влияет повышение цены отсечения бюджетного правила и снижение спроса россиян на иностранные активы - валюту, иностранные ценные бумаги, промышленные активы в недружественных странах в силу санкций. (Елена Фабричная, Владимир Солдаткин, Ксения Орлова, Глеб Брянский, Дарья Корсунская, Анастасия Лырчикова. Редактор Дмитрий Антонов)