МОСКВА, 24 окт (Рейтер) - Совет директоров Банка России 24 октября 2025 года принял решение снизить ключевую ставку на 50 б.п., до 16,5% годовых.
Ниже следуют высказывания главы Центрального банка РФ Эльвиры Набиуллиной и заместителя главы ЦБР Алексея Заботкина на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров:
ПРО ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ ПО СТАВКЕ
«Наш прогноз, если вы посмотрите по траектории ключевой ставки, в том числе на этот год, предполагает возможность как дополнительного снижения на декабрьском заседании, так и неизменной ставки. И обращаю внимание на то, что сигнал совета директоров на ближайшие заседания нейтральный. Это означает, что продолжение снижения на ближайших заседаниях не предопределено по умолчанию. Для решения о следующем снижении ставки потребуются дополнительные факты, которые будут подтверждать, что можно двигаться дальше без риска того, что устойчивая инфляция залипнет в 2026 году выше целевого уровня».
ПРО ВАРИАНТЫ НА СЕГОДНЯШНЕМ ЗАСЕДАНИИ
«Предметно рассматривались три варианта - 16%, 16,5% и неизменная ставка в 17%. Было много аргументов по этим решениям, но различия в позициях, наверное, можно свести к оценке устойчивой инфляции и степени обеспокоенности масштабом возможных вторичных эффектов от разовых проинфляционных факторов.
Мы все видим разовые проинфляционные факты, но действительно оценить, какие будут вторичные эффекты, достаточно сложно. И те, кто выступал за более значительное снижение, полагают, что охлаждение спроса сравнительно быстро будет двигать устойчивую инфляцию к целевому уровню. И что влияние проинфляционных разовых факторов на инфляционное ожидание будет не очень значительным. Те, кто отстаивал неизменность, напротив, полагают, что устойчивый рост цен еще не опустился до 4%, и, возможно, пока остается ближе к 6% без существенного снижения в последние месяцы.
Те, кто выступал за неизменность ставки, опасаются, что это влияние разовых факторов в условиях, когда перегрев спроса еще не исчерпан, а инфляционные ожидания высокие и не заякоренные, оно может быть более выраженным, растянутым во времени, чем в том случае, если бы эта комбинация проинфляционных разовых факторов реализовывалась при низкой инфляции и сбалансированном росте. И, на их взгляд, поэтому требуется дополнительная осмотрительность при дальнейших шагах по смягчению денежно-кредитной политики».
О ВЛИЯНИИ САНКЦИЙ
«Санкции направлены на ограничение, прежде всего, экспорта наших сырьевых товаров. Предсказать точно влияние этих санкций вряд ли кто-то может, но мы рассматриваем это как некий негативный внешний фактор. Многое будет зависеть от того, как будет происходить адаптация к этим санкциям. Мы знаем в предыдущие периоды, это занимает определенное время, но адаптация происходила. Поэтому сейчас пока оценивать, что это потребует какого-то изменения в решениях по ДКП, не приходится. Будем смотреть, как будет развиваться ситуация».
ПРО РЫНОК ТРУДА
«Напряженность на рынке труда тоже чуть смягчается. У нас, конечно, нет последних статистических данных. Они приходят с запаздыванием, но у нас есть данные опросов и данные хедхантеров. Мы видим, что количество вакансий уменьшается...Мы видим, что уменьшается и доля предприятий, которые испытывают дефицит кадров. Хотя количество этих предприятий остается высоким, но это некоторая тенденция на снижение напряженности на рынке труда».
(Дарья Корсунская, Елена Фабричная. Филипп Лебедев, Дмитрий Антонов)