Четвертого ноября Владимир Путин учредил два праздника: День коренных малочисленных народов РФ 30 апреля и День языков народов РФ 8 сентября. Это значит, что теперь в соответствующие дни фольклорные коллективы соответствующих народов будут рядиться в национальные костюмы и танцевать с бубном на площадях и в домах культуры.
Детские фольклорные коллективы тоже будут выступать, и в этом нет ничего плохого.
Но мне кажется, это слишком малая плата за то, что Империя захватила земли этих народов и кормится с них.
Я примерно понимаю, что Путин учреждает этнические праздники именно сейчас, потому что на четвертый год войны даже самый неграмотный и неполитизированный человек, относящий себя к любому народу, кроме русского, начинает задавать себе вопросы:
«А мы-то почему участвуем в этой войне? Многомиллионные русские неизвестно за что убивают многомиллионных украинцев, а мы-то тут причем? Разве это не за тысячи километров от нашего дома? Разве там не течет совсем другая река? Разве там не верят в совсем других богов? Почему мы должны пойти туда и умереть?»
В ответ на эти неизбежные вопросы Путин, учреждая день малых языков РФ и день малых народов РФ, как бы напоминает, что это не просто малые языки, а малые языки РФ, и не просто малые народы, а малые народы РФ.
РФ — понимаете?
Это значит — надень кухляночку, возьми бубен, спой нам что-нибудь этим вашим горловым пением, покушай гречневой каши из полевой кухни на площади неуютного города нефтяников и возвращайся пасти своих оленей, пока тебя не забрали на войну, в снайперы, как хорошего стрелка.
Всякий раз, когда я начинаю говорить об этом, даже самые либеральные люди принимаются обвинять меня в сепаратизме. Но нет! Я прекрасно понимаю, что эвенки не могут создать собственное независимое государство, и нганасаны не могут, и даже идея о независимости моей родины Ингрии выглядит довольно смешно. Однако же я полагаю, что даже самый малый народ, поглощенный другим, большим и технологически развитым народом, требует бережности и уважения. А освоение большим и технологически развитым народом земель малого народа требует — выплачивать ренту. Потому что большой и технологически развитый народ живет за счет того, что добывает на землях малых народов.
Помните фильм Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны»? Там весь сыр-бор из-за того, что алчный герой Леонардо ди Каприо ради денег женится на женщине из народа Осейджей. Чтобы завладеть ее богатством. Потому что она богата. Потому что ее народу, коренным американцам принадлежат нефтяные поля в штате Оклахома. Потому что европейские переселенцы в Америке, конечно, начинали с того, что перебили множество коренных американцев (которых называли индейцами), но потом все же сообразили, что так нельзя, что не по-христиански будет убивать другой народ, чтобы захватить его земли — и стали эти земли арендовать.
Разумеется, Осейджи (или Важаже, или Сиу) не стали бы разрабатывать свои нефтяные поля. Разумеется, мир изменился настолько, что странно все же не разрабатывать нефтяные поля. Однако хотелось бы, чтобы условия, на которых европейские пришельцы разрабатывают нефтяные поля Сиу, были — по возможности — честными.
А российские нефтяные компании бурят земли эвенков, прокладывают по землям эвенков нефтепроводы, которые мешают миграции оленей, а в качестве компенсации дарят оленеводу снегоход.
Хороший, новый, японский снегоход. Оленевод, наверное, мечтал о таком снегоходе. А еще и карабин в придачу. Хороший, новый, многозарядный карабин. Но это все равно как Фернандо Кортес дарил коренным американцам стеклянные бусы в обмен на золото. А когда коренные американцы догадались, чего Кортес хочет, — не только золота, но и власти над ними — Кортес принялся их убивать.
Это называется фольклоризация грабежа. Это как англичане в Китае и Индии рядились в национальные одежды, а потом торговали опиумом и с оружием в руках отстаивали эту свою торговлю. Уже и в позапрошлом веке казалось бесчеловечным, хотя и естественным. Теперь кажется и неестественным, и бесчеловечным.
Фольклоризация грабежа — предоставление туземцам права колотить в бубен вместо нормальных гражданских прав.