Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

«Мирный план» из 28 пунктов (или 19? сколько там осталось?) — не только опасность, но и возможность

Кризис вокруг «мирного соглашения» под эгидой президента Трампа — не только огромная угроза для Украины и ее настоящих союзников, но и огромная возможность.
Paolo Calleri

Об опасности «плана Дмитриева», который стал «планом Уиткоффа», который стал «планом Трампа», который стал отчасти приемлемым планом — написано уже очень много и очень разнообразно. И это еще если оставить за скобками позицию России — а уж она от своих максималистских требований не отошла и руководствуется тем соображением, что ее военная победа или, по крайней мере, захват более значительных территорий Украины неизбежны.

А российская кампания террора против гражданского населения Украины? она также только выходит на пиковые значения и, по мнению Кремля, не довести ее до конца было бы неразумно.

Поэтому российская сторона будет имитировать, как и прежде, готовность к переговорам, обвинять Украину и Европу в отсутствии такой готовности, а также всячески поддерживать миротворческие усилия Трампа в принципе, на словах. «План Дмитриева — Уиткоффа — Трампа» в этом состоянии (на словах, в принципе) так нравится Москве, что она будет всячески протестовать против его изменения.

Россия даже готова участвовать в переговорах, лишь бы не останавливать войну.

Нехитрый этот подход уже подтвердили и уста Кремля Песков, и помощник Путина Ушаков, и самый долгоиграющий министр Лавров, и прочие спикеры рангом пониже. И пусть себе.

Нам же важно обсудить, какую пользу может принести последняя по времени шоковая терапия команды Трампа, назначенная как Украине, так и де-факто Европе.

Во-первых, самые последние оптимисты и мимикрирующие под них в европейском истеблишменте должны осознать, что безопасность Европы — действительно ее проблема. Трамп неоднократно предупреждал об этом как на словах, так и на деле, в том числе с помощью этого «мирного плана».

Европе не стоит проверять, подтвердит ли он это предупреждение бездействием в случае нападения России на одну из стран НАТО. Окончательное признание этого факта всеми странами объединенной Европы станет дополнительным и весомым стимулом к ​​реальным действиям, реальной подготовке к конфликту. Для Украины это также должно означать признание, что ее безопасность стала важной составляющей безопасности всей Европы. Более того, Украина, с ее армией и боевым опытом, стала из проблемы, важнейшей частью решения проблемы обеспечения безопасности ЕС.

Во-вторых, нынешний кризис ясно подтверждает необходимость продемонстрировать как Дональду Трампу, так и российской стороне, что у Украины и ее союзников на руках сильные карты. Речь, конечно же, идет о скорейшей переброске в Украину высокоточных систем большой дальности. В октябре и ноябре украинские беспилотники наносят удары по российским НПЗ и другим целям практически каждую ночь. Однако количество целей, география, российское ПВО и необходимость интенсификации ударов требуют все большего количества ракет, не только беспилотников.

В частности, риторика Германии должна соответствовать ее действиям, которые могут в том числе состоять в скорейшей отправке ракет Taurus для Сил обороны Украины. Еще одной сильной картой стал бы переход европейских стран к максимально эффективным санкциям против «теневого флота» — Балтийское море должно быть для них закрыто по крайней мере до полного прекращения боевых действий. И, наконец, закрытое небо над Украиной: не только гуманизм, но и чисто прагматическое решение. Вспомним хаос, вызванный атакой всего пары десятков российских беспилотников-имитаторов на Польшу. Боевой опыт, включая защиту от массированных комбинированных авиаударов России, ничем не заменишь. Оборона Украины позволит получить этот опыт вооруженным силам стран ЕС на чужой территории и быть максимально готовыми к применению Россией ее беспилотников и ракет против стран ЕС.

В-третьих, кризис «мирного плана Трампа» показал, что Европа должна занять более активную позицию в переговорном процессе, больше не допускать реактивного подхода, когда ее ставят перед свершившимся фактом, а европейские лидеры срочно пытаются исправить ситуацию или хотя бы минимизировать негативные последствия. Это происходило уже несколько раз всего за 10 месяцев, с момента прихода к власти новой американской администрации. Путин и вся российская пропаганда постоянно продвигает идею об утрате Европой ее международной субъектности.

План из 28 пунктов это практически подтверждает. Подтверждают это и хаотические заявления отдельных лидеров ЕС, а также демонстративное игнорирование европейских инициатив американской делегацией — коротко ее реакцию можно выразить так: спасибо за ваши предложения, очень интересно, но мы сосредоточимся на своих. Можно сколько угодно говорить об экономической мощи ЕС и трансатлантической солидарности, но в подобном отношении к Европе они мало просматриваются. Это также может и должно иметь шокирующий и, главное, отрезвляющий эффект для лидеров ЕС. 

В-четвертых, единая Европа больше не может позволить себе закрывать глаза на пророссийскую позицию лидеров Венгрии и Словакии. Вся их деятельность — вовсе не плюрализм мнений, а поддержка интересов стратегического соперника. Всем в ЕС необходимо признать простой факт: нынешние лидеры Венгрии и Словакии открыто и систематически работают на врага, который уже развязал гибридную войну против Европы и готовится к реальному противостоянию на поле боя. А Роберт Фицо и Виктор Орбан делают все возможное, чтобы затормозить принятие решений, необходимых для обороны ЕС, легитимируя российский режим визитами на территорию агрессора и делая откровенно ложные заявления, что якобы Россия не представляет угрозы для Европы. Их реакция на предложенный план из 28 пунктов в очередной раз это наглядно продемонстрировала.

Лучше решить проблему «троянских коней» сейчас, чем столкнуться с саботажем в собственных рядах после начала боевых действий, когда каждый час станет решающим.

В-пятых, кризис ясно продемонстрировал, что у Европы до сих пор нет стратегии «мягкой силы» в отношении России. Многочисленные центры по изучению дезинформации, проверке фактов и защите прав человека не могут заменить институты глубокого изучения социально-политических процессов в самой РФ; если бы такие знания у Европы были, она могла бы уже использовать их для воздействия на Россию, ее элиты и общество. (При всем уважении и признании значимости борьбы с дезинформацией и защитой прав человека.) Как показали уроки холодной войны, систематическая и основанная на верных данных «мягкая сила» способна на многое и может существенно отсрочить или даже полностью исключить риск полномасштабного конфликта. Очевидно, что подобный сценарий намного более предпочтительный, чем кинетическое противостояние в ближайшие годы.

Мы приближаемся к второй годовщине «исторической речи» министра обороны Британии Гранта Шаппса, в которой прозвучали слова: «Эра мира закончилась. Мы перешли к предвоенному этапу». Как бы ни хотелось отгородиться от всего этого Европе, она должна помнить, что и предвоенный этап не может длится вечно. Весь вопрос: как встретить его завершение — как правило, довольно резкое (украинский народ это может авторитетно подтвердить).

Игнорирование ЕС при составлении «плана Дмитриева — Уиткоффа — Трампа» – явный повод радикально изменить ситуацию в свою пользу. Возможность, которую не стоит упускать как во имя Украины, так и во имя Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку