МОСКВА, 27 ноя (Рейтер) - Российский Центробанк видит рост долговой нагрузки и ухудшение финансового состояния корпоративных заемщиков в отдельных отраслях, но ожидает, что снижение ставок в 2026 году позволит компаниям сократить процентные расходы и увеличить прибыль.
«Трудности с обслуживанием обязательств могут быть у отдельных закредитованных заемщиков», - сообщил ЦБР в обзоре финансовой стабильности.
Регулятор назвал основным риском для финансовой стабильности кредитный риск на фоне замедления экономики, негативной рыночной конъюнктуры и сохраняющихся высоких процентных ставок.
ЦБР отмечает в своих метриках постепенное уменьшение в 2025 году доли «зеленой зоны» корпоративных кредитов крупным и средним компаниям, то есть без признаков обесценения.
Центробанк видит рост убыточности компаний в строительстве, нефтегазовом секторе, транспортной отрасли, в угольной сфере.
Наибольший рост убыточности - в угольной отрасли (причины – снижение цен на уголь, укрепление рубля, высокие логистические издержки, рост процентных платежей).
В строительстве к убыткам привел рост себестоимости при снижении спроса на фоне высоких ставок), в нефтегазовом секторе - снижение цен на нефть и укрепление курса рубля, в транспортной отрасли - удорожание лизинга, сокращение погрузки по всем видам транспорта на фоне замедления экономической активности и проблем в угольной и металлургической отраслях.
Источники Рейтер сообщали, что правительство обсуждает меры финансовой поддержки увязшей в долгах железнодорожной монополии РЖД, которая переживает беспрецедентное сокращение доходов из-за замедления экономики.
«В сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП) растет количество компаний, выходящих в дефолт, преимущественно среди микропредприятий», - указал ЦБР.
Уязвимость компаний малого и микробизнеса отчасти связана с тем, что крупные компании удлиняют сроки оплаты своим поставщикам и наращивают дебиторскую задолженность.
С учетом процентных доходов объем долга проблемных компаний по итогам первого полугодия 2025 года, по оценке ЦБР, составляет 7,6% (по итогам 2024 года – 8,1%).
Оценки Центробанка показывают, что даже при существенном дополнительном ухудшении операционных результатов компаний, реализация кредитного риска не создаст системных рисков для финансовой стабильности.
«Этому также способствует возможность банков проводить реструктуризации, чтобы облегчить заемщикам текущую нагрузку по обслуживанию долга».
В розничном кредитном портфеле ЦБР отмечает снижение долговой нагрузки благодаря росту реальных доходов граждан, наряду с торможением розничного кредитования до околонулевых темпов в условиях жестких ДКП и макропруденциальной политики.
«С другой стороны, продолжается вызревание кредитов, которые были выданы во время быстрого роста портфеля в 2023 году – первой половине 2024 года. Тем не менее благодаря мерам по ограничению долговой нагрузки граждан рост плохих кредитов меньше, чем... в прошлые периоды, а банки накопили значительный объем макропруденциального буфера», - пишет ЦБР.
Макропруденциальный буфер капитала может быть частично распущен Банком России, если генерируемой банками прибыли будет недостаточно для покрытия потерь и банки столкнутся с ограничениями по капиталу для устойчивого кредитования экономики.
При этом два риска финансового сектора в последнее время стали менее актуальными: структурные дисбалансы на внутреннем валютном рынке и процентный риск банков.
«Ситуация на внутреннем валютном рынке во многом стабилизировалась, волатильность курса в 2025 году находится на минимальных уровнях с 2022 года», - пишет ЦБР.
Несмотря на то, что чистые продажи иностранной валюты крупнейшими экспортерами уменьшились в последние месяцы в основном на фоне снижения нефтяных котировок, курс рубля остается крепким.
Укрепление рубля, по мнению Центробанка, происходило под влиянием снижения спроса на валюту со стороны юридических лиц, чему способствовала жесткая ДКП, стимулирующая участников рынка хранить средства в рублях.
(Елена Фабричная, Олеся Астахова. Редактор Дмитрий Антонов)