Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Сбербанк зафиксировал массовый переход россиян к экономии на продуктах

Российские граждане массово переходят в режим экономии, сокращая расходы на продукты питания из-за инфляции, которая, по словам потребителей, в разы превышает официальные цифры Росстата.

Индекс расходов на продовольственные товары, который составляет Сбербанк на основе транзакций десятков миллионов своих клиентов, с апреля по ноябрь рухнул почти в 5 раз. Если весной расходы на продукты росли на 15% год к году, то теперь лишь на 3,5%. А в реальном выражении — с учетом инфляции, которую Росстат оценивает в 7%, — траты на еду начали сокращаться — на 3,5% год к году.

С начала войны, по официальным оценкам, цены в России выросли примерно на 40%. Но в реальности «средний чек еженедельного похода в магазин за продуктами за последние годы как минимум удвоился», рассказал Bloomberg житель Тамбова, 40-летний Денис. По его словам, его семья стала покупать меньше овощей и фруктов, чтобы свести концы с концами.

Хотя, по данным ЦБ, с начала войны две трети россиян увеличили реальные доходы, а у каждого пятого они выросли в 1,5 раза, доля граждан, которым не хватает денег на еду, в опросах не уменьшается — 31%, согласно исследованию Gallup. Розничные сети в ответ вынужденно закрывают супермаркеты, символ изобилия «тучных лет», и переходят на «магазины для бедных» — жесткие дискаунтеры, доля которых на российском рынке превысила 60%.

Россияне переходят к сберегательной модели поведения из-за высоких цен на продукты, констатирует гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Влияют тенденции на рынке труда, указывает он: растет число сотрудников с неполной занятостью, сокращаются премиальные выплаты. По данным «Ромира», 58% потребителей сознательно отказываются от определенных товаров, которые приобретали раньше, 57% пытаются найти аналоги в более низких ценовых категориях, а почти половина (46%) стараются как можно реже ходить в магазины.

По данным «Такском», впервые за долгое время в стране сокращаются продажи продуктов в питания в натуральном выражении — то есть в штуках, килограммах, литрах. В сентябре–октябре такой спад составил 5% год к году и затронул большинство товарных категорий. Продажи молока упали на 8%, риса — на 10%, гречки и свинины — на 9%.

Ситуация, когда цены растут быстрее доходов, приводит к тому, что россияне активно отказываются от так называемых эластичных товаров — то есть тех, на которые спрос уменьшается с ростом цены, объясняет Леонид Холод, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия России.

«Если массовый закон эластичности спроса начинает работать как раз в большом масштабе, то это значит опережающий рост цен, — подчеркивает экономист. — Это прямой сигнал о том, что цены растут быстрее, чем люди могут себе позволить, и они начинают экономить».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку