МОСКВА, 1 дек (Рейтер) - Глава госбанка ВТБ Андрей Костин ожидает, что проблема высокой долговой нагрузки РЖД будет решена через реструктуризацию долга компании без его конвертации в акции.
Об этом глава банка сообщил в интервью Рейтер.
Российское правительство обсуждает меры финансовой поддержки железнодорожной монополии РЖД, которая переживает беспрецедентное сокращение доходов из-за замедления экономики и испытывает сложности с обслуживанием долга, превысившего 4 триллиона рублей, говорили Рейтер источники в отрасли.
«Сейчас обсуждается, как можно помочь РЖД. И главный мотив – профинансировать инвестпрограмму РЖД следующего года пусть не на уровне, но без существенных уменьшений по объёмам текущего года. И все стороны в этом должны посильно поучаствовать: и министерства, и банки-кредиторы, и Банк России... Правительство каждую неделю проводит совещания на уровне вице-премьеров. ВТБ участвует как крупнейший кредитор РЖД», - сказал Костин.
«В принципе, банки готовы реструктуризировать кредиты, перенести платежи при условии, что ЦБ не будет увеличивать резервы по этим кредитам. Такая возможность у ЦБ есть, он может сохранить резервы на нынешнем уровне и дать нам возможность, скажем, перенести выплату процентов для РЖД на более поздний срок. Вопрос только, какая финансовая модель будет представлена РЖД, сможет ли компания через 3 или 5 лет все эти деньги вернуть. Сейчас как раз эта тема прорабатывается», - добавил он.
ЦБР до конца 2025 года смягчил требования к резервам по реструктурированным ссудам и разрешил банкам идти навстречу корпоративным заемщикам, столкнувшимся с временными трудностями, а также реструктурировать их кредиты без наращивания резервов.
По мнению Костина, если ЦБР продлит эту меру, банки выдержат реструктуризацию долга РЖД.
«Думаю, это и будет решением», - отметил банкир.
Один из обсуждавшихся вариантов облегчения налогового бремени РЖД - конвертация 400 миллиардов рублей долга монополии в акции с последующим выкупом Минфином через три года, что позволит сэкономить на процентах, сообщил один из источников. Но Костин отверг такой вариант.
«Конвертация долга в акции – очень сложный процесс для банков. Центральный банк борется с такими вложениями в непрофильные активы, для банков это болезненно по капиталу. На конвертацию крупнейшие банки не пойдут. А вот послабления по резервам – возможный вариант», - сказал он.
Другие меры, которые рассматривались правительством в середине ноября, включают повышение тарифов на грузовые перевозки, досрочную выдачу субсидий, перенос уплаты налогов, льготные процентные ставки, сказал Рейтер один из источников.
По словам двух источников, РЖД также обращалась в правительство за траншем в размере около 200 миллиардов рублей для покрытия образовавшегося «кассового разрыва» в операционной деятельности, но не получила его, поскольку это могло бы вызвать волну аналогичных обращений от других госкомпаний.
РЖД, которая зарабатывает на доходах от перевозок грузов, еще в конце 2024 года столкнулась с резким снижением объемов перевозок из-за сокращения экспорта и общего замедления экономики, что привело к ухудшению финансового положения и сложностям при обслуживании долга.
Костин сказал, что ситуацию с долгами РЖД также усугубили убыточные перевозки, высокие процентные ставки и большие капитальные инвестиции, особенно в увеличение пропускной способности Восточного полигона (проект комплексной модернизации БАМа и Транссиба).
«Наверное, нам стоит более широко смотреть на возможные изменения экономической политики... Нет смысла уголь с убытком возить в Китай, когда можно, скажем, на базе тех же угольных станций сделать дата-центры, которые сегодня нуждаются в энергии. Майнить криптовалюты можно, биткоины, и зарабатывать на этом. Так должно быть. А вместо этого мы ресурсы везём через всю страну в Китай, где из них делают продвинутые продукты», - сказал глава ВТБ. (Елена Фабричная, Глеб Брянский, Глеб Столяров. Редактор Дмитрий Антонов)