Деловая активность в российской экономике продолжает падать. Индекс PMI в обрабатывающей промышленности, который рассчитывает S&P Global по итогам опросов компаний, в ноябре составил 48,3 пунктов. Это уже шестой месяц подряд, когда он ниже отметки 50 пунктов, отделяющей рост от спада. Столь длительного периода негативных оценок ситуации менеджментом компаний не было со времен пандемии, отмечал Дмитрий Белоусов из аналитического центра ЦМАКП.
Спад активности был вызван резким падением выпуска и продолжающимся сокращением новых заказов, объясняет S&P Global. Сокращение производства стало самым большим с апреля 2022 г., показал опрос.
Компании объясняют снижение выпуска сокращением новых заказов и задержками в цепочке поставок, пишет S&P Global. Они продолжают жаловаться на низкий спрос. Продажи продолжали снижаться, хотя чуть медленнее, чем в прошлом месяце. На заказах также отразился возобновившийся спад экспортных продаж. Из-за снижения заказов компании сокращают закупки сырья и комплектующих, распространяя проблемы на своих смежников.
Возобновились проблемы с логистикой, продолжает S&P Global. Сроки поставок возросли, хотя самих закупок стало меньше: задержки оказались максимальными с февраля. В результате запасы сырья и комплектующих тают, а продукции на складах растут.
Издержки производителей товаров выросли максимальными темпами с мая. В ответ на резкий рост закупочных цен компании возобновили повышение отпускных цен: его темп стал максимальным с марта, показал опрос S&P Global.
При этом бизнес традиционно верит в лучшее. Несмотря на сокращение выпуска и заказов, производители увеличивали число сотрудников максимальными темпами с июля 2024 г. (в основном, заполняя вакансии), следует из опроса S&P Global. Уровень оптимизма подрос, но за последние три года ниже он был только в октябре. Индекс промышленного оптимизма, который рассчитывает ИНП РАН, в ноябре также возобновил падение после октябрьского роста и опустился до худших значений со времен ковидных локдаунов.
Похожий на PMI индикатор бизнес-климата (ИБК), который рассчитывает Центробанк по итогам опроса более 10 тыс. предприятий, также показывает рост их издержек и ценовых ожиданий, сохраняющийся оптимизм при слабой, но все же растущей деловой активности. Разница с опросом S&P Global может объясняться выборкой, допускал экономист Дмитрий Полевой: в опросах ЦБ участвуют компании ВПК и их смежники.
Именно они обеспечивают рост экономики и деловой активности в ней, а разное поведение индикаторов может отражать растущий разрыв между разными секторами экономики. ЦМАКП отмечает резкую поляризацию даже в подотраслях в «производстве прочих транспортных средств», одной из трех главных статей, в которых отражается производство вооружений. За общим ростом производства на 41% по итогам 10 месяцев скрывается как резкий рост производства летательных аппаратов (на 86%), с так и глубокий провал железнодорожного машиностроения (на 33,7%), констатирует ЦМАКП.
Промышленное производство в октябре, по данным Росстата, выросло на 3% к сентябрю с исключением сезонного и календарного факторов после провала месяцем ранее. В годовом выражении рост составил 3,1%, а по итогам 10 месяцев всего 1%.