Российские власти планируют пересадить россиян с иномарок на собираемые в стране машины. К 2035 году доля автомобилей российского производства на внутреннем рынке должна вырасти с текущих 55% до 80%, заявил глава Минпромторга Антон Алиханов. «В новой стратегии, которую мы сейчас обсуждаем, наша задача вернуться на докризисные, досанкционные показатели. Пока обозначили себе цель 80% к 2035 году», — сказал Алиханов.
Он отметил, что на данный момент в России легковые автомобили выпускают более 20 брендов. В общей сложности они производят свыше 50 моделей, среди которых — седаны, кроссоверы, пикапы и внедорожники с двигателями внутреннего сгорания, а также электромобили и гибриды. За десять месяцев этого года российские производители собрали более 677 тыс. автомобилей, однако этот показатель оказался на 12% меньше, чем за тот же период прошлого года. Глава Минпромторга объяснил это общим падением авторынка, на котором с января по октябрь было реализовано 1,2 млн автомобилей во всех сегментах, или на 22% меньше, чем год назад.
Алиханов также напомнил, что автопром стал одной из наиболее пострадавших от санкций отраслей. Для его поддержки был сформирован пакет мер, включая субсидирование НИОКР, гранты на реинжиниринг и программы Фонда развития промышленности (ФРП). Общий объем поддержки с 2022 года составил порядка 260 млрд руб.
В результате, по его словам, были перезапущены более 80% заводов, которые ранее принадлежали иностранным компаниям. Совокупные мощности площадок составляют 1,6 млн автомобилей в год, однако с января по октябрь с их конвейеров спустили только 300 тыс. машин.
После ухода из России всех ведущих мировых производителей авто в 2022 году на российском рынке остались только отечественные и китайские бренды. По данным крупнейшего в стране автодилера «Рольф», на российские марки в 2025 году пришлось около 32% продаж, а порядка 60% — на китайские. Оставшуюся долю занимают машины, ввезенные по параллельному импорту.
Чтобы ограничить импорт автомобилей и стимулировать китайских производителей к локализации, правительство ввело утильсбор. Это одноразовый платеж, который взимается с импортеров за переработку транспортного средства. С 1 декабря этого года утильсбор привяжут к мощности двигателя по прогрессивной шкале. Льготная ставка будет действовать только для машин с двигателем мощностью до 160 лошадиных сил. При этом с 2026 года индексация будет проводиться ежегодно на 10–20%.
Из-за введения утильсбора цены на автомобили в России взлетели до исторического максимума. Согласно данным «Автостата», средневзвешенная цены нового легкового авто достигла 3,43 млн руб., увеличившись на 60% с 2021 года. В целом за год машины стали дороже на 8%. Рост цен снизил активность покупателей, что сказалось на падении продаж и выпуска. В итоге крупнейший российский производитель автомобилей «АвтоВАЗ» перешел на четырехдневную рабочую неделю, собирается вдвое сокращать выпуск в 2026 году, а также примерно на столько же урезать зарплаты рабочим. В качестве меры поддержки предприятия глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов предложил обязать госкомпании закупать отечественные машины наравне с органами власти.