Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Что будет с туризмом и путешествиями после пандемии

Потеряв $6 трлн из-за ковида, одни участники отрасли готовятся к крупным изменениям, другие – к возвращению нормальной жизни

Gabriella Clare Marino / unsplash

Как после терактов

11 сентября 2001 г. Питер Керн смотрел из окна своего нью-йоркского офиса, как рушатся башни-близнецы Всемирного торгового центра. «Я наблюдал, как горело первое здание, как самолет врезался во второе, а затем – как они оба рухнули. Такое никогда не забыть», – говорит он.

Сразу после терактов коллеги и друзья Керна, который тогда работал в консалтинговой компании Alpine Capital, переехали из Нью-Йорка и говорили, что никогда больше не будут летать. «Настроения были типа: о, мой бог, это конец света, никто никогда больше не сядет на самолет или вернется в Нью-Йорк. А уже через два года на нью-йоркском рынке недвижимости наступил крупнейший бум, который длился последующие 20 лет, плюс все снова начали летать, да еще в бóльших количествах, чем когда-либо», – говорит Керн.

Пандемию COVID-19 уже назвали крупнейшим кризисом в истории индустрии путешествий – как и ранее теракты 11 сентября. Но Керн, ныне занимающий должность гендиректора Expedia, одной из крупнейших мировых компаний по бронированию поездок, рассматривает перспективы восстановления в отрасли через призму событий начала века: «Думаю, все будет так же».

За последние полтора года индустрия путешествий была практически закрыта на засов: окошечки иногда приоткрывались во время смягчения карантинов – чтобы потом снова захлопнуться, когда растущее число инфицированных граждан заставляло власти снова закрывать границы.

Компаниям приходилось набирать долги или идти с протянутой рукой к своим правительствам. Крупнейший европейский туроператор Tui с начала пандемии получил от немецкого госбанка KfW €4,3 млрд кредитов, а американские авиаперевозчики – госпомощь более чем на $60 млрд. Expedia сократила свой глобальный штат на 3000 до 19 000 сотрудников, а British Airways – на треть. Hilton, которую аналитики традиционно считают одной из самых сильных отельных групп, уволила 2100 человек и выпустила облигации на $4,4 млрд.

Восстановление в разных регионах было неравномерным. Рынок внутреннего туризма в США и Китае периодически возвращался почти что к нормальным уровням. Летом цифровой проездной облегчил пересечение границ жителям стран в континентальной части Европы. В Великобритании граница из-за жестких правил оказалась практически на замке, а в некоторых частях Азиатско-Тихоокеанского региона за последние полтора года забыли, что такое иностранные туристы.

Однако вакцинация позволяет странам ослаблять ограничения. Даже Австралия, которая одной из первых ввела обязательный карантин в отелях для приезжающих туристов, теперь сняла требование об изоляции для вакцинированных иностранцев. «В последние месяцы восстановление приобрело реальные очертания, поскольку люди стали меньше опасаться поездок и могут больше делать в месте своего пребывания, – говорит Дэн Васиолек, аналитик Morningstar. – [После терактов 11 сентября] людям тоже надо было привыкнуть, что можно снова летать. Тогда это был вопрос страха, так же как сейчас – вопрос здоровья».

Для отрасли, которая в период пандемии потеряла $6 трлн, по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, новый этап восстановления начался в понедельник с открытием трансатлантического авиасообщения для жителей 33 стран, включая Великобританию и многие государства Европы. До пандемии это было самое доходное направление для авиаперевозчиков – готовой оборот у компаний США и Великобритании составлял $9 млрд.

Однако фундаментальные вопросы относительно темпов и масштабов восстановления остаются. Ближайшее будущее все еще выглядит крайне туманным, учитывая многочисленные (и меняющиеся) новые требования к пересечению границы, новые волны заражений ковидом, острую нехватку персонала, растущие издержки и претензии углеродному следу в авиационной отрасли. Возможно, технологии помогут решить некоторые из этих проблем, говорят эксперты отрасли, но многие прогнозируют, что ее совокупная выручка вернется на допандемический уровень не ранее середины десятилетия.

Участников отрасли волнует и другой вопрос: как изменится индустрия туризма и путешествий? «По нашему мнению, из-за пандемии мир совершенно изменился, – говорит Брайан Чески, гендиректор Airbnb. – Не думаю, что сектор путешествий станет таким же, как раньше, потому что, полагаю, и мир не будет таким, как раньше».

Годы на восстановление

В течение 24 часов после объявления Белого дома об открытии границ число бронирований на рейсы между США и Великобританией выросло на 140% по сравнению с ситуацией неделей ранее, по данным Travelport. Несмотря на это, число бронирований на рейсы, отправляющиеся в США в декабре, лишь на 18% выше, чем в декабре 2020 г., и на 71% ниже, чем в декабре 2019 г.

Прилетающие в США должны предоставить данные о полной вакцинации и отрицательном тесте на ковид. Руководители туристических и транспортных компаний полагают, что это сильно замедлит восстановление в секторе, и призывают отменить тесты и проверки для вакцинированных. Джон Холланд-Кэй, гендиректор лондонского аэропорта «Хитроу», ожидает «достаточно устойчивого» восстановления, но предупреждает: путешественники должны «снова привыкнуть летать», а дорогие тесты будут удерживать их от поездок.

По данным Всемирной туристской организации ООН, в январе-октябре 2021 г. забронированных билетов в мире было на 86% меньше, чем в аналогичный период 2019 г., а в июле число прибывших из-за рубежа составляло треть от показателя двухлетней давности. Почти половина опрошенных организацией топ-менеджеров туристической отрасли считает, что она вернется на допандемический уровень не ранее 2024 г.

Керн описывает перспективы восстановления в простых терминах: «Если какое-то место открывается, люди туда едут. Если оно остается зарытым, они туда не едут. Никакого волшебства».

Гибкий бизнес-туризм

В постпандемическом мире Airbnb исходит из того, что видеоконференции и работа из дома будут и далее занимать значительную часть рабочего времени, а отношение к командировкам будет меняться: люди будут совмещать короткую деловую поездку с отдыхом и больше работать в экзотических местах. «В новом мире у людей будет больше гибкости, чем раньше», – говорит Чески.

Он и ряд других представителей отрасли, включая возглавляющего Marriott Тони Капуано, считают, что рабочие встречи и совещания в значительной степени переместятся в онлайн, а командировки станут длиннее – люди будут стараться продлить их, чтобы иметь возможность отдохнуть. Airbnb в прошлый четверг сообщила, что бронирования на 28 дней и более стали у нее самым быстрорастущим сегментом бизнеса. По словам Чески, она трансформируется из бизнеса краткосрочной аренды в компанию «для поездок и путешествий» с целью поселить человека сразу на месяц или более. Airbnb переделывает сайт и приложение, чтобы стимулировать более долгосрочную аренду и привлечь больше арендодателей, готовых ее предлагать.

Выручка отрасли бизнес-поездок составила в 2019 г. $1,4 трлн. Не все разделяют мнение, что ее ждет долгосрочный спад. Топ-менеджеры теперь вряд ли будут готовы летать на однодневную встречу, но, «в целом, бизнес восстановится», полагает Керн. «Очень хорошо никуда не ездить… пока Goldman Sachs не проигрывает организацию трех IPO [конкуренту] Morgan Stanley, потому что его банкиры общались с клиентами по Zoom, а банкиры Morgan Stanley – вживую», – говорит Крис Нассетта, гендиректор Hilton. Компания недавно объявила, что в III квартале ее бизнес краткосрочных деловых поездок восстановился до уровня в 75% от доковидного.

В «Хитроу» удивлены «столь сильным восстановлением рынка командировок», говорит Холланд-Кэй. У British Airways выросло число соответствующих бронирований после объявления США об открытии границ. «Бизнес-класс заполняется лучше всего, и это хорошая новость для авиакомпаний, потому что это самый прибыльный сегмент, – говорит Холланд-Кэй. – Думаю, мы вернемся к тому, к чему привыкли: около трети [пассажиров в салоне] летят в командировку, около трети – на отдых и около трети – к друзьям и родственникам».

Климат и путешествия

Но климатические проблемы, которые порождаются путешествиями, в долгосрочной перспективе могут оказаться еще более серьезными, чем последствия пандемии, считают некоторые участники отрасли. «Если расставлять приоритеты для путешественников, – говорит министр туризма Греции Вассилис Кикилиас, – то на первом месте – безопасность, а сразу после нее в течение многих лет будет вопрос влияния на климат».

Франция закрыла множество внутренних авиарейсов, стимулируя людей пользоваться поездами.

Expedia и ее конкурент Booking.com ищут способы показать клиентам, какое воздействие их бронирования оказывают на окружающую среду (по аналогии с рейтингом отелей, выражаемого числом звезд). Google в результатах поиска билетов на авиарейсы уже выдает рядом с ценой информацию о вредных выбросах.

Перед климатическим саммитом COP26 в Глазго авиаперевозчики и туроператоры дали множество обещаний ограничить выбросы в попытке нейтрализовать призывы меньше летать или ввести для них углеродный налог, чтобы ограничить спрос на их услуги. International Airlines Group, владелец British Airways, пообещала в ближайшие 20 лет инвестировать $400 млн в разработку низкоуглеродного авиатоплива, чтобы к середине века отрасль могла сократить нетто-выбросы углекислого газа до нуля. И даже дискаунтер Ryanair, экономящий на всем, что только можно, открыл соответствующий исследовательский центр. «Проблема не в полетах, а в выбросах», и технологии в итоге помогут «летать, не испытывая чувства вины», заявил отвечающий за авиацию замминистра транспорта Великобритании Роберт Коуртс.

Операторы круизных лайнеров Royal Caribbean и MSC объявили о планах эксплуатации судов с гибридными двигателями и использовании квот, компенсирующих выбросы.

Гендиректор Ryanair Майкл О’Лири смотрит в будущее с оптимизмом, считая, что ни пандемия, ни борьба с изменением климата не окажут долговременного влияния на авиасообщение. «Что, после ковида люди больше не будут путешествовать или после СОР26 перестанут летать или начнут стыдить тех, кто летает? Этого никогда не будет», – считает он.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку