Российский МИД в ответ на критику испытаний, в результате которых поражен недействующий российский спутник «Целина-Д», предложили как можно быстрее согласовать международные нормы по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на комментарии официального представителя МИД России Марии Захаровой.
Ведомство предлагает запретить на международном уровне использовать космические объекты в качестве оружия, не уничтожать и не повреждать космические объекты других государств. В Москве призывают не развертывать космическое оружие для использования против целей на Земле или в воздухе, в том числе, ракет или спутников, а также ликвидировать уже существующие системы. Также российская сторона предложила запретить испытывать и использовать пилотируемые космические корабли в военных, в том числе противоспутниковых, целях.
Москва предлагает в качестве промежуточного шага рассмотреть международную инициативу о неразмещении первыми оружия в космосе. Сейчас она является единственным действующим инструментом сохранения космоса свободным от оружия, считают в МИД. В ее рамках обязательства на себя взяли уже 30 государств.
Накануне, 16 ноября, Госдепартамент США обвинил Россию в «безрассудных» испытаниях противоспутникового оружия. В Вашингтоне утверждают, что в результате испытаний был разрушен один из советских спутников. К обвинениям присоединились НАСА и Минобороны Великобритании Российское министерство обороны позже отчиталось об испытаниях, в рамках которых был уничтожен находившийся на орбите недействующий спутник «Целина-Д». В Москве обвинения Запада в создании угрозы для космонавтов назвали лицемерием: как утверждают в Минобороны и МИД, США сами развивают гонку вооружений в космосе и без оповещения испытывают на орбите ударно-боевые средства.
В МИД также прокомментировали, что испытание «осуществлялось в строгом соответствии с международным правом, включая Договор о космосе 1967 г., и не было направлено против кого-либо». Образовавшиеся после уничтожения «Целины-Д» обломки «внесены в главный каталог отечественной системы контроля космического пространства и сразу же взяты на соответствующее сопровождение до прекращения их существования», говорится в комментарии Захаровой.