Саудовская Аравия с покупкой доли в Гданьском НПЗ усилит влияние на традиционном для России нефтяном рынке Польши и уже заявила о планах и резко увеличить поставки сырья в страну, окончательно вытесняя российских нефтяников.
"Попытки Польши получить независимость от поставок российской нефти продиктованы политикой и снижают возможности свободных закупок на спотовом рынке, что идёт вразрез с последними европейским трендом", - говорит Виктор Катона из независимого энергетического консалтинга JBC Energy.
"Новая сделка больно ударит по российским поставщикам, а сокращение рынков сбыта для российской нефти негативно скажется на её котировках..," - добавил он.
Сделка заключена в период охлаждения отношений России и западных стран на фоне событий вокруг Украины и Белоруссии. Польша неоднократно заявляла о намерении сократить зависимость от поставок российских энергоносителей.
"Мы ценим деловые отношения с партнёрами в России и другими поставщиками на наши НПЗ", - сообщили в пресс-службе PKN Orlen, добавив, что у компании нет планов "не продолжать сотрудничество с российскими компаниями".
В пресс-службе Saudi Aramco Рейтер ответили, что "компания не может дать дополнительных комментариев по поводу сделки".
ДРУЖБА СОХНЕТ
Россия сейчас поставляет порядка 500.000-800.000 тонн нефти в месяц в Польшу по нефтепроводу "Дружба" из ресурсов Роснефти и Татнефти.
В текущем месяце российские компании оформили в Польшу 500.000 тонн нефти, говорят два источника Рейтер, знакомые со статистикой, по сравнению с 900.000 тонн в январе 2021 года, согласно данным в терминале Eikon.
График экспорта на первый квартал 2022 года при этом предполагает прокачку в Польшу до 3 миллионов тонн по "Дружбе" - поставщики не используют половину выданного Минэнерго графика.
В 2021 году Роснефть уменьшила поставки в Польшу относительно 2020 года после ценового спора с польскими переработчиками. Татнефть в текущем году может ещё больше сократить экспорт по "Дружбе" из-за роста загрузки своего НПЗ ТАНЕКО.
Транспортная монополия Транснефть, Минэнерго РФ, Роснефть и Татнефть не ответили на запросы Рейтер о комментарии.
ПОМОЩЬ С МОРЯ
Морские поставки нефти Urals в Польшу через порт Гданьск в минувшем году составляли 300.000-500.000 тонн в месяц, а в некоторых случаях доходили до 900.000-1 миллиона тонн. Однако в 2020 году морской импорт Urals был ниже - в среднем 300.000 тонн в месяц.
"Объем арабской нефти почти не оставит места для Urals", - сказал трейдер на рынке нефти Европы, добавив, что поток нефти Саудовской Аравии в Польшу в последнее время действительно вырос.
В январе в польский Гданьск ожидается поставка 400.000 тонн нефти Arab Light по сравнению с 300.000 тонн нефти Urals, следует из данных системы Refinitiv Eikon.
САМ СЕБЕ ПОСТАВЩИК
"Aramco вряд ли будет отправлять такие большие объемы своей (арабской) нефти в Польшу. Это не всегда выгодно плюс есть немало других покупателей у них в Азии и Европе, а вот сделать замещение груза или просто купить на рынке для Польши - это реально", - сказал трейдер на рынке нефти Северо-Западной Европы.
"Хотя среднесернистая нефть Саудовской Аравии подходит для польских НПЗ, ориентированных на Urals, стоимость поставок из Средиземноморья на север Европы может убить всю экономику", - говорит Катона из JBC Energy.
По его словам, базовая ставка фрахта для поставки танкера из Приморска в Гданьск составляет лишь треть от ставки на маршруте Сиди Керир - Гданьск, что равно разнице в цене в $1,3-1,4 за баррель.
Сейчас польские переработчики закупают через порт Гданьск кроме российской и арабской нефти также другие сорта, например западноафриканские - Forcados и Bonny Light, североморские Troll Blend и Johan Sverdrup и даже американскую WTI.