Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

«Бояться режима — преступление против своих детей». Последнее слово Навального в суде, который отправил его в колонию на 9 лет

Мосгорсуд 24 мая подтвердил приговор Алексею Навальному, осужденному на девять лет колонии строгого режима. В суде политик выступил с антивоенной речью.
Сергей Карпухин / ТАСС

— Уважаемый суд, вы будете меня перебивать? Обычно во время моего последнего слова меня перебивают… Я вас не слышу или вы просто молчите?

Я, честно говоря, на прошлом суде уже говорил, что не хочу выступать с последними словами, мне уже вот здесь эти последние слова. Я примерно прикинул: 17 января я вернулся в Москву, меня сразу арестовали, и с тех пор я выступаю: это мое шестое или седьмое последнее слово, что превращается немного в комедию. Хотя это очень хорошо характеризует происходящее в нашей стране.

Однако во время моего последнего «последнего слова» произошёл воодушевляющий факт, который говорит о том, что всё-таки надо их произносить. Как было устроено то заседание? Был актовый зал в моей тюряге, точно так же сидела судья, защита, прокурор. И — технический специалист суда. 

Вы же все очень хитрые, и ваша власть очень хитрая и находчивая. На самом деле технического специалиста не было, а вот вашего майора, который здесь занимается всякой технической фигнёй, переодели в гражданку и посадили на место секретаря. И каждый раз, когда я говорил слово «война», он нажимал на кнопку и отключал звук. И я это видел — передо мной на экране загорался перечёркнутый красный микрофон. 

И он сидел такой довольный тем, что у вас есть кнопка, вы можете на неё нажать, и никто не услышит, что же я такое скажу после слова война. Конечно, это меня бесило страшно. 

Но воодушевляет в этом то, что у вас есть всё — телевидение, всё что угодно, но вы так сильно боитесь того, что скажет какой-то зэк, что приставили специального сотрудника, чтобы он нажимал кнопку. Вы боитесь правды. 

Оговорка насчёт уважаемого суда. Я лично с вами не знаком, говорят, что вы хорошие люди, хорошо относитесь к своим детям, и скорее всего, получали пятёрки в институте. Но когда я говорю «вы», — я имею в виду всю вашу власть, Путина, Госдуму, Совет безопасности — старых маразматиков, Совет Федерации — жуликов. Когда я к вам обращаюсь, я обращаюсь к власти, захваченной этими мошенниками. 

Мой приговор предполагает, что я не уважал суд, но российский суд вообще никто не уважает. Его действительно боятся — потому что люди знают, что любого могут беззаконно отправить за решётку. Мне больше бы подошла статья не об «оскорблении суда», а о «презрении к суду», потому что я презираю ваш суд, вашу систему и власть. Но что на самом деле является преступлением, по вашему мнению, — это то, что я не боюсь вас и этой системы. 

Безусловно, мне не хочется сидеть в этой клетке вместо того, чтобы смотреть, как растут мои дети. Но жизнь даётся человеку не для того, чтобы он боялся какого-то чокнутого бункерного деда.
Вся ваша система держится на страхе, а, значит, бояться вас нельзя! Бояться вас — это преступление против самих себя и своих детей.

В конце концов, что они могут нам сделать? Ну, в клетку посадят. 

Я включаю телевизор, и там говорят, как кто-то притесняет русских. Но именно вы и ваш Путин — враги России сейчас, предатели и убийцы русского народа. 

За последние годы никто не убил больше русских, чем ваш Путин. Вам не нравится, когда я говорю про войну? Но это сейчас важнее, чем мой приговор.

Я буду использовать войну как метафору для ваших судов — она тоже построена на вранье, наглом вранье. Как и в моём приговоре — ни одного слова правды. Несколько месяцев назад по телевизору в каждом репортаже говорили, что мы никогда не введём войска в Украину. Месяцы вранья — а потом по щелчку вели войска.

Власть старается сделать так, чтобы весь народ стал, как золотые рыбки, и не помнил ничего, что было вчера, — поэтому вы и законы переписываете каждый день. 

Но я не золотая рыбка, я помню, как в 2013 году Россия открывала базу НАТО в городе Ульяновске, все были довольны. И кто выступал тогда за базу НАТО? Рогозин Дмитрий Олегович. А сейчас эти же люди говорят, что мы должны устроить кровавую баню, потому что НАТО — враги. Наглое вранье в каждом слове, игнорирование сказанного вчера. Вы переобуваетесь в воздухе просто постоянно. 

Судья перебивает Навального, просит не отступать от темы. 

В работе судьи есть плюсы: большая зарплата, квартира, неприкосновенность. Но есть минус: придется слушать меня, даже если вы этого не хотите.

Все эти ваши процессы бессмысленны. Чего вы ими хотите добиться? Остановить прогресс России, бороться с новым поколением? Вы можете напугать кого-то, сломать много судеб, но в целом это бессмыслица.

Безусловно, вы потерпите историческое поражение и здесь, и в этой тупой войне, которую начали. В ней нет ни цели, ни смысла.

Вы взяли сорокамиллионный народ и объявили нацистами. Представьте, живёт человек в Харькове — к примеру, судья. Собирается утром вести ребенка в детсад, и в один прекрасный день 24 февраля его называют нацистом, а ракета убивает его ребенка.

Я готов сидеть в тюрьме, чтобы доказать всему миру и себе, что не все в России такие чокнутые извращенцы и кровопийцы.

Судья снова перебивает Навального: говорит, что он должен вернуться к тому, почему он не согласен с приговором. 

Я обычный человек, и для меня важно объяснить суду, что у нас поломано всё, в том числе система правосудия. И что война уничтожает в том числе русский народ. Здесь во Владимирской области на войне погибло руководство Росгвардии. А почему их убили? Потому что один сумасшедший нанял больного человека, Золотова, чтобы командовать Росгвардией. Когда вор нанимает имбецила, чтобы вести войну, — у них ничего не получится. 

Судья призывает вернуться к несогласию с приговором. 

В моем приговоре — статья о мошенничестве. Она будет скоро примерена ко многим из тех, о ком я сейчас говорю. С 2015 года на парадах 9 мая нам показывают самый лучший новый танк «Армата», а на войне-то почему-то используются танки Т-72. Здесь как раз подходит эта статья, потому что наш верховный главнокомандующий — вор и сумасшедший. 

Судья и Навальный говорят одновременно. 

Вы говорите, что приговор Лефортовского суда выносится «именем Российской Федерации». И ваши приговоры помогают преступной власти устраивать кровавую баню из русских и украинцев. 

В вашем лице я вижу только эту «Российскую Федерацию», Путина, Чемезова, Шойгу, все эти христенки, голиковы. И я хочу сказать одно: как без вас было бы хорошо и классно жить в нашей стране!

Россия — прекрасная богатая страна. Надо, чтобы все оставили всех в покое: чтобы мы отцепились от Украины и чтобы судьи отцепились от обычных граждан, чтобы фсиновцы преступников охраняли, а полиция расследовала преступления. Но пока вы есть — так не будет.

Самая уместная цитата про вас: «Нынче ваше время и власть тьмы» [Из Евангелия от Луки, глава 22, стих 53, — ТМТ]. Любопытно, что вас это даже не задевает, а воодушевляет. Когда вы слушаете правду, вы думаете: «Мы крутые, мы власть тьмы».

Но ваше время пройдет. И когда будете гореть в аду, то подкидывать дрова будут ваши деды, которые не хотели, чтобы вы устраивали новые войны в XXI веке. У меня все.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку