Нефтяное эмбарго Евросоюза, включенное в шестой пакет санкций за вторжение в Украину, сулит России потерю каждого десятого доллара доходов в иностранной валюте, следует из оценки Альфа-банка, крупнейшей частной кредитной организации РФ.
В прошлом году, по оценке банка, на экспорте нефти в ЕС Россия заработала $50 млрд. Это 45% от всех нефтяных доходов, составивших $110 млрд, и около 10% совокупной экспортной выручки, по данным ЦБ РФ.
Еще $30 млрд принесла в страну продажа европейским клиентам нефтепродуктов, которые также попали под эмбарго.
Запрет на импорт российской нефти по трубопроводам будет введен уже до конца этого года (в течение 6 месяцев), тогда как запрет на импорт нефтепродуктов — в начале 2023 года (в течение 8 месяце).
«Эмбарго может вызвать снижение экспортных доходов на $50 млрд», — предупреждает Альфа-банк, добавляя, что итоговые потери будут зависеть от того, смогут ли нефтяники найти клиентов на альтернативных рынках.
Пока определенные успехи в этом направлении есть: по итогам апреля экспорт российской нефти из портов вырос на 17% и достиг рекордных в этом году 4,7 млн баррелей в сутки за счет «серого» вывоза в танкерах, скрывающих пункт назначения.
В мае эта практика стала еще более массовой: число танкеров с российской нефтью, выключающих транспондеры и скрывающих свое местоположение, достигло шести в день, согласно оценке британской аналитической компании Windward. По данным Vessels Value на начало июня, 112 связанных с Россией судов не посылали сигналов в рамках автоматической системы идентификации в течение более чем восьми недель.
И хотя плавание без транспондеров противоречит нормам международного права, танкерные компании вынуждены уходить в тень, чтобы избежать ареста и иметь возможность перегрузить нефть в море, следуя рецептам Ирана и Венесуэлы.
Впрочем, как долго российские баррели удастся скрывать и продавать в обход санкций, остается неясным. Единственной страной, существенно нарастившей закупки нефти в РФ после санкций, стала Индия: если год назад она приобретала 34 тысячи баррелей в день, то в апреле-2022 это было уже 284 тысячи, а в мае — 784 тысячи.
Источники Bloomberg в Дели утверждают, что государственные НПЗ Индии прорабатывают соглашение с «Роснефтью», в рамках которого импорт может быть увеличен при условии существенных скидок от российской компании.
Но помимо этого, индийские трейдеры будут требовать включения затрат на логистику в цену нефти, говорят источники «Коммерсанта» в российской нефтяной отрасли.
Отдельной проблемой станет запрет ЕС на страхование танкеров с российской нефтью, предупреждают они: теперь компаниям и трейдерам придется найти страховщиков в других странах, поскольку без страховки судно не может даже зайти в порт.