Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

«Трансгуманистический ЛГБТ-рейх». Психиатр — о том, как пропаганда меняет мышление

Пропаганда успешно использует вшитые в мозг человека установки, и пойти против них — непросто.
Андрей Любимов / Агентство «Москва»

Внутри пузыря

Когда речь идет о пропаганде и ее действии, заметная часть рассуждений касается мышления и человеческого поведения. Нам может показаться, что мы в них хорошо разбираемся, ведь мы каждый день сталкиваемся с чужим мышлением и поведением, а также знаем на собственном примере, как они устроены. Эта обманчивая ясность — причина наших заблуждений о других людях и о себе.

Часто можно услышать или прочесть выражение «информационный пузырь» — совокупность источников информации о внешнем мире, которыми мы пользуемся. Это могут быть СМИ, профили в социальных сетях или реальные люди. Все вместе они формируют нашу картину мира: в итоге мы смотрим на окружающее чужими глазами.

Этот информационный пузырь можно описать не только по источникам и освещаемым темам, его можно также охарактеризовать по ценностям и мировоззрению, на которые он работает. Кроме непосредственно информации мы получаем подпитку для тех или иных идей и идеалов. 

Пропаганда приносит людям не просто информацию в виде новостных сводок. Она дает картину мира (порой противоречивую, но люди этого обычно не замечают), она обращается к ценностям и эмоциям. Слова и логика их построения — это только техническое сопровождение пропаганды, ее идеи — гораздо важнее. 

    Капля камень точит

    Многие задаются вопросом «Как пропаганда так быстро изменила людей?». Для ответа надо понимать, что пропаганда, как и война на территории Украины, длится не несколько месяцев, а несколько лет. Такой срок позволяет внедрить людям в головы самые разные идеи, которые иногда кажутся нелепыми и непонятными, если встретить их впервые или воспринимать отдельно от остального содержания пропаганды. Простой пример — фильмы из киновселенной «Марвел». Если смотреть «Войну бесконечности», не зная, что было в предыдущих частях, то легко не понять очень многих отсылок и логики повествования. Останется только в смятении наблюдать за героями комиксов, сражающимися с очередным инопланетным злодеем. 

    И если в вашем информационном пузыре не было всерьез воспринимаемой пропагандистской информации про нацистов из батальона «Азов» или трансгуманистический ЛГБТ-рейх, то вас, конечно, ошеломило то, с какой готовностью некоторые люди поддержали войну против Украины. 

    24 февраля эта картина мира стала видна и тем, кто в своем информационном пузыре не замечал масштабов пропаганды. Мы как будто бы никуда не уходили, но неожиданно для себя оказались в каком-то другом мире, вроде бы похожем на наш, но неузнаваемо изменившемся. И здесь каждый может спросить себя, в каком пузыре он был до этого, что он видел и чего ожидал, исходя из получаемых сведений. Этот вариант вопроса «Где вы были 8 (или больше?) лет?» может привести к интересным выводам.

    Подмена понятий

    Все это время пропаганда повторяющимися и постепенно прогрессирующими по ширине охвата высказываниями формировала картину мира многих людей. Но у нее было еще одно хорошо известное оружие — подмена понятий и слов. 

    Разрушительные агрессивные действия на территории другой страны называют не войной, а специальной военной операцией. Россия не захватывает территорию чужой страны, а «возвращает в родную гавань». 

    Конечно, любые слова не важнее того, что стоит за ними, но именно они формируют картину мира в головах тех, кто им верит.

    Эта игра стара как мир. Их коварные шпионы и наши смелые разведчики. Истребление евреев в невероятных масштабах или «окончательное решение еврейского вопроса». Изнасилование или «секс без явно выраженного согласия». Работники пропаганды научились виртуозно жонглировать словами, конструируя необходимую им реальность. 

    Прорваться за пределы этой реальности можно только с соблюдением нескольких важных условий. Во-первых, вы должны обладать доступом к альтернативным источникам информации, чтобы иметь возможность сравнивать и выбирать между разными версиями. Во-вторых, у вас должно быть время для того, чтобы изучать эти источники. В-третьих, нужно иметь привычку размышлять и анализировать, ставя под сомнение подлинность прочитанного, увиденного и услышанного. И если вам кажется, что последнее условие очень простое и естественное, то вы сильно заблуждаетесь.

    Критическое и аналитическое мышление требуют усилий и ресурсов — оно не формируется с легкостью в стрессовых ситуациях или условиях дефицита времени и сил. Иметь возможность подвергать сомнению происходящее вокруг вас — это роскошь, противоречащая естественному стремлению человека сглаживать острые углы и обходить стороной неприятные эмоции. Люди в среднем любят понятные ответы куда больше сомнений и вопросов. Пропаганда дает им эти ответы.

    Слова дешево стоят

    Действие любой информации становится глубже и шире, если ей не с чем конкурировать, то есть нет других источников и другого взгляда на ситуацию. Одна из главных черт многих современных нам руководителей разного уровня — низкая толерантность к отсутствию солидарности. Голосование должно быть единогласным, поддержка бурной и горячей, инакомыслию (то есть любому отличному от «общепринятого» мнению) не должно быть места. Здесь надо понимать, что часто сейчас мы имеем дело с демонстрацией солидарности, а не с ее реальным существованием. Это хорошо показывают многочисленные видео с людьми, поддерживающими военные действия России против Украины, но при этом не готовыми записаться в добровольцы, чтобы по-настоящему в них участвовать. Слова действительно дешево стоят, и поэтому люди их произносят.

    Руководствуясь страхом, социальной выгодой или ненавистью, люди формируют реальность, видимую всем остальным, подтверждая правоту пропаганды.

    Люди по природе своей конформны и склонны повторять то, что делают вокруг остальные. Но подчеркну еще раз: демонстрируемая и видимая нами солидарность общества по вопросам войны в Украине совершенно не означает реальности этой солидарности. Конечно, государство может опираться даже на демонстрируемую солидарность как на ресурс, но ею — к огромному моему счастью — нельзя бомбить города или стрелять в людей.

    Понимают ли люди, что они делают, когда демонстрируют солидарность с идеями государственного насилия? Не уверен, потому что люди редко думают системно и глубоко, нанизывая все свои идеи и поступки на крепкую нитку Великой Продуманной Идеи. Мир, существующий в наших головах, — это скорее лоскутное одеяло, а не цельное полотно. Лоскуты скреплены компромиссами, логическими уловками и когнитивными искажениями. Можно этому удивляться, возмущаться лени и глупости сограждан, но я напомню, что иметь возможность задумываться над своей жизнью, собрать ее целиком в своей голове и жить сообразно замыслу и идеям — это редкое и сложное дело, которое удается не всем. Если вам это удалось, то не стоит унижать тех, кто не смог этого сделать. Они этого точно не заслужили. 

    Заключение

    Человек как биологический вид имеет свою историю. Мы формировались, живя в конкурирующих между собой стаях. Наши предки боролись за еду, территорию и через много тысяч лет в итоге стали нами. Поменялся ли существенно наш мозг за это время? Нет, с точки зрения эволюции прошло не так много времени, чтобы базовые правила работы нашего мозга стали другими. Главные изменения, которые происходят с нами, — это изменения социальные. И все они происходят на основании примерно одного и того же мозгового аппарата.

    Пропаганда успешно использует вшитые в наш мозг установки. Разделяя людей на группы, она сталкивает их, создавая конфликты на пустом месте. Человеческий мозг любит и умеет замечать различия и на их основе группировать объекты — это одна из базовых способностей нашего мозга. Заклеймить жителей другой страны, назвав их нацистами — это игра на разделении и формировании образа врага и чужака. А если чужаку можно навредить, получив при этом выгоду для своей группы (народа, класса или случайно набранной команды), то мы с готовностью выберем этот вариант. Такой принцип называется парохиальным альтруизмом и хорошо изучен к настоящему времени. Он встречается в повседневной жизни, но пропаганда раздувает различия до непримиримых и конструирует опасности, которых не существует в реальной жизни. Зачем это нужно государству? Вопрос уже не ко мне.

    Нам сложно будет избавиться от этих вшитых в нашу голову правил. Они представляют часть и суть человеческой сущности, как и склонность к сотрудничеству, и конформизм. Мы можем лишь делать так, чтобы вред от особенностей нашего мышления снижался. Однажды эта война закончится и мы будем жить в новом мире. Я не знаю в деталях, что нас ждет, но знаю, что то, каким будет мир после войны, зависит от нас.

     

    читать еще

    Подпишитесь на нашу рассылку