Практика бизнеса 1990-х, когда товары вывозились за рубеж в обмен на чемоданы с наличной валютой, возвращается в Россию из-за санкций Запада, закрывших легальные каналы поставок инвалютных банкнот.
Минфин и ЦБ согласовали механизм, который позволит компаниям-резидентам получать «кеш» в оплату за экспорт любых товаров, включая сырье, следует из проекта постановления правительства, опубликованного в среду на портале нормативных актов.
Такие сделки могут проводиться без ограничения по сумме, а полученные банкноты будет разрешено не вносить на счета в российских банках, используя их, например, для встречных расчетов — по закупке товаров и услуг за рубежом.
Наличную валюту также можно будет ввезти в Россию, после чего продать уполномоченному банку не позднее 30 дней с даты ввоза, либо просто внести в собственную кассу.
При этом компаниям будет дано 45 дней на то, чтобы предоставить документы, подтверждающие расчеты и передачу товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Фактически Минфин и ЦБ упраздняют ключевой принцип действующего валютного законодательства, согласно которому валютные операции резидентов с нерезидентами должны осуществляться в безналичной форме через российские банки, отмечает партнер компании «Кульков, Колотилов и партнеры» Олег Колотилов.
«До последнего времени расчеты по крупным договорам в наличной валюте скорее были экзотикой», — констатирует он, но сейчас безналичные платежи «затруднены».
По данным Ассоциации банков России, к концу лета почти все российские банки лишились доступа к зарубежным корсчетам, без которых валютные операции невозможны. В результате количество зарубежных переводов, которые может осуществить банковская система, абсолютно не покрывает запросы экономики, сетовала председатель комитета АБР по рискам Елена Букина.
Полностью опустить «валютный занавес» над Россией могут санкции против Национального клирингового центра (НКЦ) — ключевой структуры Московской биржи, через которую осуществляется клиринг всех сделок, в том числе по конвертации валюты.
США рассматривали меры против НКЦ в сентябре, наряду с санкциями против Национального расчетного депозитария и Агентства по страхованию вкладов, но пока отложили их до лучших времен. ЦБ готовится к сценарию, когда торги долларом и евро станут невозможными, говорила в сентябре директор департамента финансовой стабильности ЦБ РФ Елизавета Данилова.
С 1 ноября ЦБ перестал публиковать на своем сайте информацию о биржевых курсах американской и европейской валюты, а также другие сведения о ходе валютных торгов. Одновременно ЦБ готовит новый порядок расчета официальных курсов, который будет запущен, если нынешний механизм — на основе биржевых сделок — использовать станет невозможно.