В Россию ввезли 221 300 подержанных легковых автомобилей за январь–ноябрь 2022 года — это на 82% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года, следует из данных «Паспорт промышленный консалтинг». Тогда за десять месяцев в Россию ввезли 121 300 машин с пробегом. Об этом пишут «Ведомости».
Подержанными машины считаются после трех лет использования. Из общего числа ввезенных автомобилей с пробегом 216 000 было растаможено на физических лиц.
Более 90% таких машин в 2021 и 2022 годах привозили из Японии, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
Вместе с тем в этом году в России выросла популярность праворульных японских автомобилей. Доля объявлений о продаже праворульных машин в этом году увеличилась на 2%, говорит представитель «Дрома». Автомобили с правым рулем сейчас занимают около 30% от общего числа объявлений.
«Мы видим рост интереса к „японкам“ и в центральных регионах страны, где раньше праворульные машины не пользовались особой популярностью. Импорт праворульных машин вполне может составить конкуренцию ушедшим с рынка автопроизводителям при условии, что курс валюты будет держаться на текущем уровне», — сказал аналитик «Дрома» Алексей Гришин.
Основная причина роста популярности праворульных машин — возросшие цены на автомобили. Средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля в России по итогам девяти месяцев 2022 года составила 2,29 млн рублей — на 19% больше, чем в 2021 году, следует из данных агентства «Автостат». Поддержанные автомобили за 9 месяцев подорожали еще сильнее — на 59%, до 1,19 млн рублей за штуку.
В то же время продажи подержанных автомобилей показывают худшую динамику за всю историю. По данным «Автостата», с января по октябрь в России продали 3,9 млн автомобилей с пробегом, на 21% меньше, чем за тот же период прошлого года.
Кроме того, на российском рынке возник дефицит иномарок. На фоне ухода иностранных производителей продажи новых машин упали в мае на 83,5%, а по итогам 11 месяцев сократились на 61,6%. За счет снижения конкуренции рыночная доля АвтоВАЗа выросла до 46,8% в ноябре. Однако это произошло преимущественно за счет продаж морально устаревших автомобилей Lada Granta и Niva.
В результате растет спрос на поддержанные автомобили из Японии. «Этот рост продолжится, если не изменят пошлины и акцизы либо не введут какие-либо еще ограничения и не изменится курс», — считает Гришин.
1 ноября вступил в силу приказ Минфина, расширивший круг лиц, имеющих право растаможить автомобиль в порту Владивостока без посещения таможни. Раньше такое право было только у жителей Приморского края. Теперь к ним добавились жители всего Дальневосточного федерального округа. Его население, по данным Росстата, — около 8 млн человек, тогда как в Приморском крае живут 1,86 млн.