МОСКВА, 31 янв (Рейтер) -
* Цены на нефть Urals на базисе FOB остаются ниже $60/бар;
* Отгрузки нефти Urals на Балтике в январе вырастут на 50% к декабрю до 7,4 млн т - максимума за 4 года;
* Европейские судовладельцы активизировались на рынке перевозок Urals в январе, вывезут четверть месячной программы; Перевозки российской нефти Urals танкерами западных судовладельцев выросли в январе, так как цены на флагманский сорт РФ остаются ниже потолка цен, показали данные участников рынка и в терминале Refinitiv Eikon.
Нефтяное эмбарго ЕС, введенное с 5 декабря, вынудило развернуть экспорт Urals в Азию, при этом механизм ценового потолка, заработавший одновременно с эмбарго, позволяет странам за пределами ЕС импортировать морские партии нефти РФ, но запрещает западным судовым и страховым компаниям работать с российским сырьем, если его цена выше $60 за баррель на базисе FOB в российских портах.
Большая часть российской нефти в настоящее время продается ниже этого уровня. Морские партии Urals, на которые приходится примерно треть российского нефтеэкспорта, оцениваются во вторник на уровне в $49,50 и $47,83 за баррель на базисах FOB Приморск <URL-PRMSK> и Новороссийск <URL-NVRSK>.
Россия отказывается признавать потолок цен на свою нефть легитимным.
Принадлежащие компаниям ЕС танкеры, в основном греческие, в январе вывезут из портов РФ свыше 2 миллионов тонн Urals, то есть более четверти экспортных объемов сорта для Приморска, Усть-Луги и Новороссийска.
Объем отгрузок Urals европейскими судами в январе вырастет к декабрю почти в два раза, показали расчеты Рейтер и данные трейдеров.
Минэнерго и Минтранс РФ отказались от комментариев.
Суммарная перевалка нефти в Приморска, Усть-Луге и Новоросиийске в январе достигнет многомесячного максимума и может превысить 9,5 миллиона тонн на фоне хорошего спроса в Азии, ралли на сырьевых рынках и роста предложения танкерного тоннажа.
При этом перевалка нефти в балтийских портах РФ в январе вырастет на 50% к декабрю до 7,4 миллиона тонн - максимума с 2019 года.
ГРЕЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Принадлежащие и управляемые греческими компаниям танкеры совершили в январе по меньшей мере 21 рейс с российской нефтью на борту в направлении целого ряда пунктов назначения.
Среди греческих судовых компаний были замечены TMS Tankers Management, Stealth Maritime, Kyklades Maritime, Dynacom, Delta Tankers, NGM Energy и New Shipping, по данным в терминале Refinitiv Eikon и источников в судовых кругах.
NGM сообщил Рейтер, что танкер Ace, выгрузил партию российской нефти в Болгарии.
«Любые поставки нефти за пределы ЕС, осуществляемые после 5 декабря, разрешены и санкционированы ЕС, поскольку они соответствуют механизму потолка цен G7», - сообщил представитель компании по электронной почте.
«В любом случае мы убеждаемся в соблюдении законодательства ЕС с помощью внешнего независимого юриста для проверки всех юридических документов», - уточнил представитель компании.
Другие компании не ответили на запросы о комментариях по поводу конкретных маршрутов перевозок.
Танкер Karolos под управлением Dynacom погрузил российскую нефть в Усть-Луге в январе и должен выгрузить партию в Индийском порту Сикка к 3 февраля, согласно данным в терминале Eikon.
Точно так же судно Lovina, управляемое TMS Tankers, в январе погрузило партию Urals в Приморске и направляется в Индию.
ВЕЗЕМ, НО ПОТОЛОК НЕ ПРИЗНАЕМ
Президент РФ Владимир Путин подписал указ, запрещающий с 1 февраля 2023 года поставки странам, которые установили потолок цен на российскую нефть.
30 января вышло постановление к указу президента, в соответствии с которым российские экспортеры нефти обязаны гарантировать неприменение ценового потолка на продаваемое сырьё по всей цепочке реализации до конечного покупателя.
В новом постановлении говорится, что экспортеры должны сообщать в Федеральную таможенную службу (ФТС) и Минэнерго РФ о любых попытках установления в контрактах предельных ценовых значений цен на нефть. В свою очередь ФТС будет препятствовать экспорту сырья, если обнаружит, что ценовые ограничения были применены в контрактах.