Мировой спрос на золото вырос в прошлом году на 18% до 4741 т и оказался самым высоким с 2011 г., говорится в отчете Всемирного совета по золоту (WGC). Но еще более впечатляющий результат показали центральные банки. Они скупали металл в невиданных с 1967 г. количествах.
Хотя в период после мирового финансового кризиса 2008 г. центробанки стали активно пополнять свои резервы золотом, масштабы скупки не превышали 700 т в год, а в 2021 г. составили 450,1 т. Но в 2022 г., когда в Европе разразился самый крупный конфликт со времен Второй мировой войны, а западные страны ввели санкции против России, в том числе заморозив около $300 млрд ее валютных резервов, центральные банки мира приобрели 1136 т.
Центробанки активизировали скупку золота во втором полугодии и в IV квартале приобрели 417 т – в 12 раз больше, чем годом ранее. Это способствовало ралли на рынке, в результате которого цена тройской унции взлетела с чуть более $1600 в начале ноября до $1824 к концу года. В январе рост продолжился, на прошлой неделе цена добралась до $1950 за унцию.
Операции центробанков с золотом
зеленый – нетто-покупки, красный – нетто-продажи
Источник: Metals Focus, Refinitiv GFMS, Всемирный совет по золоту
«Грандиозный» спрос со стороны центробанков – «огромный положительный фактор для рынка золота», отметил старший аналитик WGC Кришан Гопаул. По его словам, главное, что так привлекло центробанки, – отсутствие «риска контрагента». Между тем, средства, вложенные в резервные валюты (точнее, в гособлигации ведущих развитых стран), как показали антироссийские санкции, подвержены такому риску, поскольку остаются под контролем правительств этих стран.
Диверсификация резервов, где основная доля приходится на доллар США, – главная причина скупки золота центробанками, считает Джеймс Стил, аналитик по драгоценным металлам HSBC:
Основная причина выбора в пользу золота заключается в том, что центробанки ограничены в выборе активов, а в другие валюты они могут не очень хотеть вкладываться.
Центробанки сообщили в МВФ примерно о четверти покупок, отмечает WGC. Среди поделившихся статистикой наиболее активным был ЦБ Турции (почти 400 т). Народный банк Китая приобрел в ноябре и декабре 62 т, в результате его вложения впервые превысили 2000 т.
«Банк России сообщил, что возобновит покупку золота у местных производителей после введения международных санкций. Но после сокращения резервов на 3 т в январе [2022 г.] никаких новых данных от него не поступало. Мы продолжаем следить за ситуацией», – пишет WGC. Заместитель председателя ЦБ Алексей Заботкин говорил в октябре, что покупка золота для пополнения международных резервов России сейчас нецелесообразна, потому что это подтолкнет рост денежной массы.
Россияне же в прошлом году массово скупали золотые слитки. По данным пяти системно значимых банков (Сбербанк, ВТБ, Промсвязьбанк, Московский кредитный банк и «Тинькофф банк»), они продали физлицам рекордные 57 т драгметалла. Между тем, в декабре замминистра финансов Алексей Моисеев предполагал, что за год будет куплено около 40 тонн золота. Совокупные продажи всех банков физлицам Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции», оценила в 64–67 т.
Рост спроса был спровоцирован в том числе тем, что в марте частные инвесторы были освобождены от уплаты НДС, а в июле физлицам разрешили до конца 2023 г. не платить НДФЛ при продаже металла.
В мире спрос на слитки и монеты вырос на 2% до 9-летнего максимума (1217 т), прежде всего за счет покупок в Европе, Турции и странах Ближнего Востока, тогда как в Китае они сильно упали из-за многочисленных антиковидных карантинов в течение почти всего года.