Во время оккупации Херсона Россия организовала в нем как минимум 20 пыточных тюрем, рассказал британский адвокат Уэйн Джордаш, который возглавляет международную группу юристов Mobile Justice Team, помогающую расследовать военные преступления РФ. Подробности публикует издание Guardian.
Mobile Justice Team собрала показания более тысячи местных жителей, прошедших через эти тюрьмы. При этом большая часть информации была получена от людей, которые содержались в 2–3 учреждениях из 20.
По словам Джордаша, система тюрем в Херсоне финансировалась из России на государственном уровне. В ее управлении участвовал глава оккупационной администрации региона Владимир Сальдо. За одни тюрьмы отвечала ФСБ, за другие — военные, за третьи — гражданские.
Херсон находился под контролем России восемь месяцев. Джордаш рассказал, что за это время в городе пропало без вести около 400 человек, некоторые из них погибли в тюрьмах. «У нас есть свидетельства о том, что тела людей выносили из тюрем в черных пакетах, оценить общее количество жертв пока сложно», — уточнил юрист.
В основном за решеткой оказывались те, кто имел отношение к украинским государственным органам или гражданскому обществу: активисты, журналисты, госслужащие и учителя. Также среди заключенных были случайные люди, которых задерживали на улице и обвиняли в том, что в их телефонах были «проукраинские» материалы.
В камерах заключенных избивали, били электрическим током, опускали голову в воду, не давая дышать. Также их заставляли учить и декламировать пророссийские лозунги, стихи и песни.
Как отметил Джордаж, собранные данные свидетельствуют о том, что пыточные были частью «продуманного плана по запугиванию, подчинению и ликвидации украинского сопротивления» и преследовали цель «уничтожить украинскую национальную и культурную идентичность».
В ноябре, после освобождения Херсона Reuters и Guardian опубликовали рассказы местных жителей об убийствах и пытках в тюрьме под названием «яма», которую устроили российские военные в доме № 3 на улице Теплоэнергетиков.
Один из заключенных, 65-летний Виталий Сердюк сообщил, что попал туда, поскольку кто-то рассказал россиянам, что его сын служит в ВСУ. Под пытками у пожилого мужчины пытались выведать какую-либо информацию об этом. По словам Сердюка, его избивали и били током, прикрепив электроды к мошонке. Также «следователи» угрожали, что приведут его жену и начнут пытать их обоих. Допрос продолжался полтора часа, но о сыне мужчина ничего не сказал. Через два дня его отпустили без объяснений.
Другой заключенный IT-специалист Евгений Дремо сообщил, что его отправили в тюрьму за то, что он не угостил российских военных сигаретами. Там его избивали, но не так сильно, как остальных, которых пытали током. По словам айтишника, в тюрьме было 23 камеры, в них могло находиться около 180 человек. Как минимум две камеры были женскими.