Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Растущее военное производство и массированные госрасходы смягчают удар по экономике РФ

*

Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине

МОСКВА, 4 апр (Рейтер) - Увеличение военного производства и большие госрасходы продолжают поддерживать российскую промышленность, помогая компенсировать значительную долю ущерба, который причинили экономике санкции в ответ на «спецоперацию» Москвы в Украине.

Опубликованные на прошлой неделе данные Росстата показали замедление падения объемов промпроизводства в России в феврале до 1,7% в годовом выражении с 2,4% в январе. С исключением сезонного и календарного факторов показатель, по данным ведомства, вырос на 0,5% после сокращения на 0,6% в январе.

Сократить темпы падения удалось благодаря росту отраслей, связанных с оборонно-промышленным комплексом (ОПК), указывают аналитики.

«В основном это заслуга секторов с высокой долей заказов ОПК. Без них, по нашим грубым оценкам, масштабы спада в остальной части промышленности не поменялись», - написал директор по инвестициям ЛокоИнвест Дмитрий Полевой.

По подсчетам ЛокоИнвест, потери в не связанных с ОПК отраслях за 12 месяцев составляют около 8% год к году против 7% в декабре-январе по сравнению с ростом на 36% в секторах с высокой долей гособоронзаказа.

В феврале бурный рост продемонстрировали сектора, которые могут включать товары военного назначения. Так, по данным Росстата, производство готовых металлических изделий, к которым относится выпуск оружия и боеприпасов, выросло на 38,8% в годовом выражении. Выпуск компьютеров, оптических и электронных изделий увеличился на 19,3% год к году, прочих транспортных средств и оборудования, включая авиационную технику и судостроение, – на 10,3%.

Российская экономика чувствует себя неплохо, ощущая поддержку от растущих заказов в ОПК, массированных бюджетных вливаний конца 2022-начала 2023 года и успешного перенаправления поставок нефти и нефтепродуктов, несмотря на эмбарго и ценовой потолок, «но полностью »здоровой« эту ситуацию экономисту назвать сложно», написал Полевой.

Сильные результаты февраля от Росстата указывают на накопление долгосрочных рисков, считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова, называя явным фактором поддержки благоприятной статистики большие госрасходы.

Траты казны за январь-февраль достигли 5,744 триллиона рублей, или 19,8% плана расходов на весь 2023 год. По сравнению с январем-февралем прошлого года расходы увеличились на 51,5%, а бюджетный дефицит РФ за два первых месяца составил 2,58 триллиона рублей, вплотную приблизившись к годовому плану 2,93 триллиона рублей.

«Тогда как текущие экономические тренды лучше наших первоначальных ожиданий, мы считаем, что текущие позитивные цифры негативны с точки зрения потенциала восстановления российской экономики», - говорится в обзоре Альфа-банка.

ОБОРОНКА В ЛИДЕРАХ

Президент РФ Владимир Путин в феврале в послании парламентариям поставил задачу развернуть массовое производство вооружений и техники, в том числе за счет подключения к выполнению гособоронзаказа малого и среднего высокотехнологичного бизнеса.

При этом он говорил, что Россия не допустит перестраивания экономики на военные рельсы:

«Есть такое устойчивое выражение: »пушки вместо масла«. Оборона страны, конечно, важнейший приоритет, но, решая стратегические задачи в этой сфере, мы не должны повторять ошибки прошлого, не должны разрушать собственную экономику».

По оценкам экспертов Института Гайдара, оборонка стала лидером по приросту расходов в реальном выражении в 2022 году - траты на нее выросли на 37,8%. Расходы на социальную политику в реальном выражении увеличились на 20,1%.

При этом траты по таким разделам как «охрана окружающей среды» и «национальная экономика» сократились с учетом инфляции на 31,9% и 3,9% соответственно.

В номинальном выражении расходы по разделу «национальная оборона» выросли в прошлом году на 1,9 триллиона рублей по сравнению с утвержденным объемом в законе о бюджете, пишет автор обзора, ведущий научный сотрудник направления «Макроэкономика и финансы» Института Гайдара Илья Соколов, ссылаясь на данные Федерального казначейства и собственные расчеты. Таким образом траты на оборону увеличились на 54% до 5,4 триллиона рублей, достигнув 17,4% от общих трат за 2022 год по сравнению с 3,57 триллиона рублей - 14,4% - в 2021 году.

Российский Минфин c мая 2022 года перестал публиковать данные об исполнении расходов бюджета РФ по конкретным направлениям, сославшись на риск дополнительных санкций.

На 2023 год траты на оборону в бюджете установлены в размере 4,98 триллиона рублей, или 17,1% утвержденного объема расходов.

На рост расходов, связанных с тем, что Москва называет «спецоперацией», указывает также увеличение секретных трат казны.

Согласно закону о бюджете, правительство планирует потратить по закрытым статьям 6,58 триллиона рублей, или почти 23% общих трат бюджета на 2023 год, тогда как до начала «спецоперации» в Украине секретные расходы должны были составить 4,23 триллиона рублей, или 16,8%.

Однако по данным единого портала бюджетной системы, в который стекаются данные Федерального казначейства, засекреченные расходы по состоянию на 28 марта составили 2,48 триллиона рублей, или 33% потраченных к этому моменту 7,51 триллиона рублей.

С учетом набранных темпов кассового исполнения, а также достигнутого в прошлом году уровня расходов и динамики инфляции есть основания полагать, что фактические расходы федерального бюджета в 2023 году превысят 30,5 триллионов рублей вместо заложенных в законе 29 триллионов, а «дыра» в казне в условиях падения доходов может превысить 4 триллиона рублей, или 2,5% ВВП, прогнозирует Соколов.

Разброс оценок дефицита бюджета РФ других аналитиков составляет от 3% до 5% ВВП.

По мере снижения поступлений нефтегазовых доходов для обеспечения долгосрочной стабильности бюджета потребуется бюджетная консолидация, то есть сокращение трат, считает Соколов.

Российские власти будут стараться придерживаться консервативной финансовой политики, предпочитая сокращение не связанных с оборонкой расходов и мобилизацию доходов безудержному росту дефицита бюджета, считает старший научный сотрудник Института международной экономики имени Брейгеля и Петерсона Элина Рыбакова.

«Пока Путин верит в технократические решения и продолжает считать, что два плюс два равно четырем в макроэкономическом плане, я думаю, власти будут стараться быть осторожными, будут сокращать остальные расходы, будут повышать налоги на корпорации», - сказала Рыбакова.

«Потому что, если они позволят развиваться венесуэльскому сценарию в России с безудержной инфляцией, печатанием денег, они, скорее всего, потеряют власть над экономикой и популистским блоком. Я думаю, Путин помнит это с 90-х годов». (Дарья Корсунская, Алекс Мэрроу)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку