Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Airbus пригрозил разорвать отношения со всеми, кто поможет обслуживать его лайнеры в России

Airbus A321/320neo компании «Аэрофлот»
Airbus A321/320neo компании «Аэрофлот» Денис Гришкин / Агентство «Москва»

После введения санкций и фактической кражи Россией самолетов, которые находились в лизинге у отечественных перевозчиков, последние лишились возможности получать помощь с техослуживанием от иностранных компаний. Российские власти пытаются наладить параллельный импорт всего — от голливудских фильмов до микросхем, и многие товары снова стали поступать в Россию через посредников. Но повторить этот успех (пусть и сомнительный) в авиационной отрасли будет крайне сложно.

Все введенные Евросоюзом и США ограничения касаются и нероссийских лиц и организаций, которые хотели бы предоставить детали и услуги российским партерам, заявил Airbus газете The Wall Street Journal Airbus:

Любой поставщик, авиакомпания или фирма, занимающиеся техническим обеспечением и обслуживанием, будут исключены из списка клиентов Airbus, если поставят российским авиаперевозчикам его детали.

Сам Airbus не предоставляет российским авиакомпаниям компоненты, информационную и техническую поддержку, необходимые для обслуживания самолетов, сказал представитель производителя: «Нет законных способов, которыми оригинальные запчасти, документация и услуги могли бы попасть к российским перевозчикам».

По словам представителя Boeing, производитель в начале 2022 г. прекратил обеспечивать запчастями и технической поддержкой как авиакомпании, так и организаторов техобслуживания в России.

Из 696 авиалайнеров, работающих в России, 77% — это самолеты Airbus и Boeing; 97% пассажирских перевозок в стране осуществляется западными лайнерами, сообщал Банк России.

Из-за санкций авиакомпании вынуждены заниматься каннибализмом — разбирать имеющиеся самолеты на запчасти. О том, что ряд перевозчиков, включая «Аэрофлот», снимают детали с Airbus A320, A350, Boeing 737 и Sukhoi Superjet 100, еще в августе 2022 г. писало агентство Reuters. Позднее появились новые подобные сообщения.

При этом министра транспорта Виталий Савельев в марте уверял депутатов Госдумы, что «из 1167 [пассажирских] самолетов у нас не каннибализирован ни один».

Но дело не только в деталях. В обычной ситуации производители регулярно информируют авиакомпании о различных технических аспектах и обнаруженных проблемах, присылают своих специалистов. Доступ к инструкциям и данным, необходимым для выявления и устранения неисправностей, предоставляется на основе подписки, которой российские перевозчики тоже лишились. Но такая информация необходима, чтобы бороться с неожиданными повреждениями и осуществлять починку в промежутках между плановыми ремонтами, говорит Карл Стивз, гендиректор TrustFlight, которая производит программное обеспечение для техобслуживания самолетов. Подобное обеспечение россиянам теперь тоже не поставляется и не обновляется.

Хотя за последний год не сообщалось о катастрофах или эксцессах с участием российских самолетов, гендиректор Airbus Гильом Фори уже минимум дважды высказывал обеспокоенность безопасностью их эксплуатации. В октябре он говорил о «некоторых опасениях с точки зрения безопасности», а в феврале 2023 г. сказал журналистам: «Мы начали слышать о ситуациях, когда есть нехватка деталей, компонентов или невозможность продолжать полеты на некоторых самолетах. Мы слегка обеспокоены тем, как самолеты эксплуатируются».

Регулярное техобслуживание бывает двух типов. Проверка типа «С» проводится раз примерно в два года, лайнер выводится из эксплуатации на 3-4 недели. Проверка типа «D» предусматривает почти полную его разборку и осмотр на предмет повреждений и коррозии; она проводится раз в 6–10 лет (в зависимости от интенсивности и срока эксплуатации) и занимает несколько месяцев.

В 2022 г. около 170 российских самолетов должны были пройти техобслуживание типа «С» и 55 — типа «D», свидетельствуют подсчеты WSJ, которая сопоставила графики обслуживания Airbus и Boeing с датами их получения российскими авиаперевозчиками. В нынешнем году проверку должны пройти еще 159 и 85 самолетов соответственно.

Авиакомпании пытались обращаться к другим странам, но США и ЕС пытаются не допустить обхода санкций. В январе представители Белого дома предупредили Турцию, что ее гражданам грозит тюрьма, штрафы, потеря экспортных привилегий, если они будут предоставлять запчасти, услуги по обслуживанию и даже топливо для американских самолетов, совершающих рейсы из России и Беларуси.

В результате Турция в марте ввела ограничения для воздушных судов «Аэрофлота», S7 Airlines, Utair, AZUR Air, Pegas Fly, «России» и «Ямала», которые как минимум на 25% состоят из комплектующих, изготовленных в США. Дозаправляться российским самолетам, вылетающим из Турции, теперь приходиться в Сочи.

Из-за санкций, запрещающих обслуживать российские самолеты, многие из них не пускает к себе даже Китай.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку