Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Почему Тайвань важен для всего мира

Опасный рост напряженности в отношениях с Пекином — это цена, которую стоит заплатить за защиту процветающей азиатской демократии.
Timo Volz / Unsplash

Должны ли США защищать Тайвань? Это не абстрактный спор.

В выходные Пекин провел учения, имитирующие бомбардировку острова, а его военно-морской флот окружил Тайвань. В ответ на неуклонную эскалацию китайского военного давления на остров президент Джо Байден четыре раза пообещал, что США защитят Тайвань от нападения Китая.

Для некоторых в Америке такие обещания Байдена — чуть ли не безумие. Дуг Бандоу из аналитического центра Cato Institute жалуется, что «большинство [американских] политиков готовы пойти на национальное самоубийство, чтобы защитить Тайвань». Почему измученная одной войной Америка должна угрожать другой войной Китаю, еще одной ядерной державе, чтобы защитить остров с населением 24 миллиона человек, который находится в 100 милях от побережья Китая?

Скептицизм в отношении защиты Тайваня еще более выражен в некоторых частях Европы. Возвращаясь из визита в Китай на прошлой неделе, президент Эммануэль Макрон дал понять, что Франция и пальцем не пошевелит, чтобы защитить остров. Обсуждая Тайвань, он сказал Politico, что «большой риск» для Европы состоит в том, чтобы «быть вовлеченным в чужие кризисы».

На самом деле мало кто ожидает, что европейские военные будут непосредственно вовлечены в конфликт из-за Тайваня. Но отношение европейских политиков, таких как Макрон, имеет значение, поскольку оно повлияет на китайские расчеты экономических и дипломатических издержек от нападения.

Европейцам и американским лидерам, безусловно, стало бы легче жить, если бы у них не было причин беспокоиться о судьбе Тайваня. Но реальность такова, что насильственная аннексия острова Китаем будет иметь глубокие глобальные последствия, которые быстро ощутят как в Париже, так и в Иллинойсе.

Есть три основных аргумента в пользу защиты Тайваня.

Первый касается будущего политической свободы в мире. Второй — глобального баланса сил. Третий — мировой экономики. Вместе они убедительно говорят в пользу того, чтобы уберечь Тайвань от тисков Пекина.

Компартия Китая утверждает, что однопартийное правление является идеальной системой для страны. США, настаивает она, должны прекратить попытки продвигать либеральные демократические ценности, которые плохо работают на Западе и будут катастрофой для такой коммунитарной культуры, как китайская.

Но Тайвань, процветающее свободное общество, является живым доказательством того, что китайская культура полностью совместима с демократией. Его существование поддерживает альтернативное видение того, как однажды может управляться сам Китай.

Пекин уже подавил стремление к демократии в Гонконге. Если бы Си Цзиньпину позволили сделать то же самое на Тайване, автократия укоренилась бы во всем китайскоязычном мире. Поскольку Китай является развивающейся сверхдержавой 21-го века, это будет иметь мрачные политические последствия для всего мира.

Идея о том, что материковый Китай однажды обретет политическую свободу, остается далекой перспективой. Но в Индо-Тихоокеанском регионе в целом есть несколько процветающих демократий, включая Японию, Южную Корею и Австралию. Все они в той или иной степени зависят от гарантий безопасности со стороны США. Если Китай сокрушит автономию Тайваня либо путем вторжения, либо силой, то могуществу США в регионе будет нанесен огромный удар.

Столкнувшись с перспективой новой гегемонистской державы в Индо-Тихоокеанском регионе, страны региона предпочтут пойти навстречу Пекину, изменив свою внешнюю и внутреннюю политику. Желание не обидеть нового вспыльчивого гегемона быстро ограничит бы свободу слова и действий для соседей Китая.

Последствия китайского господства в Индо-Тихоокеанском регионе также будут глобальными, поскольку на этот регион приходится около двух третей населения мира и валового внутреннего продукта. И если бы Китай доминировал в регионе, он был бы на пути к вытеснению США с поста самой могущественной державы мира.

Абсурдна мысль о том, что Европа не пострадает от этой смены власти в мире. Сейчас больше, чем когда-либо, Европа зависит от готовности Америки противостоять России, деспотичному союзнику Китая.

Кто-то может возразить, что абстрактные понятия вроде «гегемонии» мало что значат для обычных людей. Но китайский контроль над Тайванем быстро окажет серьезное влияние на уровень жизни во всем мире.

Тайвань производит более 60% полупроводников в мире и около 90% самых сложных полупроводников. Гаджеты, благодаря которым современная жизнь работает, от телефонов до автомобилей и промышленного оборудования, работают на тайваньских чипах.

Но фабрики, производящие их, могут быть уничтожены вторжением. И если тайваньские заводы по производству чипов выживут, но перейдут под контроль Китая, экономические последствия будут огромными. Контроль над самыми передовыми полупроводниками в мире даст Пекину возможность совершить удушающий захват мировой экономики.

Как США уже выяснили, воспроизвести тайваньскую полупроводниковую промышленность гораздо сложнее, чем кажется. Все эти соображения — экономические, стратегические, политические — заставляют США и их союзников защищать Тайвань. Никто в здравом уме не хочет войны между Америкой и Китаем. Но сейчас, как и раньше, иногда нужно готовиться к войне — чтобы сохранить мир.

Перевод публикации Financial Times.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку