Сегодня эксперты в подавляющем большинстве согласны с тем, что слабеющий доллар США не потеряет все-таки свой статус доминирующей мировой валюты, потому что на видимом горизонте «нет альтернативы».
Возможно, но не говорите об этом странам, спешащим найти альтернативу, — это только ускорит их поиски. Яркий пример — золото, которое выросло в цене на 20% за шесть месяцев.
Растущий спрос вызван не обычными «подозреваемыми» — крупными и мелкими инвесторами, ищущими защиту от инфляции. Вместо них активными покупателями являются центральные банки, которые резко сокращают свои долларовые резервы и ищут безопасную альтернативу. Центральные банки сейчас покупают больше тонн золота, чем когда-либо с момента начала сбора данных в 1950 году, и на них приходятся рекордные 33% ежемесячного мирового спроса на золото. Этот бум помог поднять цену на золото почти до рекордного уровня и на 50% с лишним выше, чем предполагали модели, основанные на реальных процентных ставках.
Очевидно, что появился новый фактор.
Покупатели золота в основном находятся в развивающихся странах, включая Россию, Индию и Китай. Не случайно эти три страны ведут переговоры с Бразилией и ЮАР о создании новой валюты, которая бросит вызов доллару. Их ближайшая цель: начать торговать друг с другом напрямую, за свою валюту. «Каждый вечер я задаюсь вопросом, почему все страны должны основывать свою торговлю на долларе», — сказал недавно президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва во время визита в Китай, утверждая, что альтернатива поможет «сбалансировать мировую геополитику».
Таким образом, самый старый и самый традиционный из активов — золото — теперь является средством восстания центральных банков против доллара. Часто в прошлом и доллар, и золото считались «убежищем», но теперь золото считается гораздо более безопасным. Во время краткосрочного банковского кризиса в марте золото продолжало расти, в то время как доллар падал.
И почему развивающиеся страны восстают сейчас, хотя мировая торговля была основана на долларах все время после окончания Второй мировой войны? Потому что США и их союзники все чаще обращаются к финансовым санкциям как к оружию.
Удивительно, но аж 30% стран сейчас сталкиваются с санкциями со стороны США, ЕС, Японии и Великобритании — по сравнению с 10% в начале 90-х годов. До недавнего времени большинство целей были небольшими. Но затем началась полномасштабная санкционная атака на Россию за ее вторжение в Украину. Российские банки отрезали от глобальной платежной системы, основанной на долларах. Внезапно стало ясно, что любой народ может стать мишенью.
Слишком уверенные в долларе, США увидели в санкциях простой способ борьбы с Россией без риска для войск. Но это Америка расплачивается утраченными валютными привязанностями. Страны, заключающие сделки по торговле без доллара, теперь включают старых союзников США, таких как Филиппины и Таиланд. Число стран, чьи центральные банки рассматривают способы запуска собственной цифровой валюты, утроилось с 2020 года и превысило 110, что составляет 95% мирового ВВП.
Многие тестируют эти цифровые валюты для использования в двусторонней торговле — еще один открытый вызов доллару. Хотя некоторые сомневаются, что господствующий доллар имеет значение для экономики США, высокий спрос на валюту в целом имеет тенденцию к снижению стоимости заимствований за границей, а это привилегия, в которой сегодня остро нуждается Америка. Среди 20 ведущих стран с развитой экономикой она в настоящее время занимает второе место по величине дефицита бюджета и счета текущих операций после Великобритании и второе место по величине внешних обязательств (что отражается в ее чистой международной инвестиционной позиции) после Португалии.
Риск для Америки заключается в том, что ее самоуверенность растет, подпитываемая историей о «безальтернативности». Этот нарратив основан на глобальном доверии к институтам США и верховенству закона, — но это именно та вера, которую так сильно подорвало использование доллара в качестве оружия. Вера в способность страны погасить свои долги также ослабевает, поскольку ее зависимость от иностранного финансирования продолжает расти.
Экономика Китая сейчас достаточно велика и централизована, чтобы бросить вызов господству американской валюты, — но она в еще больших долгах, и она институционально дисфункциональна. А когда гиганту приходится полагаться на слабость соперников, самое время внимательно посмотреть в зеркало.
Когда США должны искать способы укрепить доверие к своим финансам, не принимая статус финансовой сверхдержавы как должное.
Перевод публикации FT.