Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Едва оправившись от банковских потрясений, рынки оказались перед лицом рисков рецессии

13 июн (Рейтер) - Рецессия в еврозоне и разочаровывающие данные в КНР не дают передышки, вновь посылая тревожный сигнал мировым рынкам, которые едва успели перевести дух - еще недавно рынок боялся, что мартовские потрясения в банковской сфере могут привести к полномасштабному кредитному кризису, а Соединенные Штаты были на волоске от дефолта.

«Мы движемся к спаду, и ситуация варьируется от региона к региону», - сказал Бенджамин Джонс из Invesco.

«Вокруг этого много споров, и моя степень уверенности (в лучшем) довольно низкая», - добавил он.

Ниже перечислены внимательно отслеживаемые рыночные индикаторы, говорящие о рисках глобальной рецессии:

1) ОТЛОЖИТЬ НА ПОТОМ?

Всемирный банк повысил свой прогноз на 2023 год, поскольку экономика США и других крупных стран оказалась более устойчивой, чем казалось. Тем не менее, ВБ сообщил, что глобальный рост в этом году будет одним из самых медленных за последние 50 лет.

Goldman Sachs понизил вероятность рецессии в США в следующем году до 25% c 35%, которые уже были ниже консенсус-прогноза, приняв во внимание ослабление стресса в банковском секторе и соглашение о потолке госдолга, которое, по мнению кредитора, не приведет к значительному сокращению государственных расходов.

Международный валютный фонд больше не ожидает рецессии в Великобритании в этом году. Участники проведенного Рейтер опроса ожидают скромного подъема в еврозоне.

Однако перспективы ухудшаются.

Всемирный банк ожидает, что в 2024 году темпы роста пострадают больше, чем ожидалось ранее, поскольку рост процентных ставок и ужесточение условий кредитования приведут к ухудшению ситуации.

Всё громче звучат разговоры о том, что Китаю необходимы стимулы для поддержания экономики. Показатели мировой экономики всё чаще преподносят негативные сюрпризы - такими же темпами, как в сентябре прошлого года, согласно индексу Citi.

2) СЛИШКОМ МАЛО ДЕНЕГ (ЧТОБЫ О НИХ ГОВОРИТЬ)

Глава Европейского центробанка Кристин Лагард сказала, что повышение ставок сильно отразилось на банковском кредитовании.

Рост объемов кредитования замедлился в апреле после того, как банки в первом квартале сообщили о падении корпоративного спроса на кредиты в наибольшем масштабе с 2008 года, в условиях, когда стандарты кредитования стали самыми жесткими со времен долгового кризиса еврозоны, зафиксированного в 2011 году.

Акции региональных банков США восстановились после мартовского кризиса, а отток депозитов уменьшился.

Однако банки сообщали о повсеместном ужесточении требований к заемщикам к концу первого квартала, еще до того, как влияние банковского кризиса ощутилось в полной мере.

Deutsche Bank отмечает, что Федеральная резервная система - как сложилось исторически - начинает смягчать ДКП, когда приближается к нулю готовность к кредитованию, измеряемая индексом, составленным из оценок старших кредитных специалистов.

Этот показатель сейчас находится глубоко на отрицательной территории, и это не самый хороший признак.

3) СОКРАЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ

Рынки труда в странах с развитой экономикой остаются узкими, но рабочие места продолжают убывать.

Объем сокращений персонала, объявленных американскими работодателями, вырос на 20% до 80.089 рабочих мест в мае, по данным компании Challenger, Gray & Christmas.

BT Group, крупнейший в Великобритании провайдер широкополосной и мобильной связи, сообщил в прошлом месяце, что к 2030 году сократит до 55.000 рабочих мест - потенциально более 40% своего персонала. Телекоммуникационный гигант Vodafone планирует сократить 11.000 человек по всему миру в течение трех лет.

Аналитик Invesco отмечает, что все больше американских компаний упоминают об увольнениях в отчетах за первый квартал, что настораживает.

4) КАКИЕ ДЕФОЛТЫ?

Компании начинают ощущать на себе последствия от ужесточения условий кредитования и удорожания финансирования.

Deutsche Bank ожидает волны дефолтов с пиком в четвертом квартале 2024 года, когда их доля достигнет рекордной отметки в 11,3%.

Пока что рынки, похоже, мало обеспокоены.

Премия за риск по американским и европейским «мусорным» облигациям опустилась до уровня начала марта после резкого роста на фоне хаоса в банковской системе.

По мнению аналитиков, поддержку рынкам оказывают оборонительная позиция инвесторов и приличные результаты корпораций в первом квартале, хотя вскоре ситуация может измениться.

5) ЕСЛИ НЕ СЕЙЧАС, ТО КОГДА?

Трейдеры больше не ожидают снижения ставки Федрезерва в этом году. В марте рынок ожидал повышения ставки на 50 базисных пунктов.

Но инвесторы по-прежнему считают, что процентные ставки в США снизятся до 3,9% к сентябрю 2024 года с текущего уровня в 5-5,25%.

Кривая доходности казначейских облигаций США остается глубоко инвертированной, то есть стоимость обслуживания займов с более длительным сроком погашения ниже, чем заимствований с более коротким сроком. И это очень громкий сигнал рецессии.

«Если инверсия кривой сохранится, то это послужит сигналом о том, что рынок считает, что за более агрессивным, чем ранее прогнозировалось, повышением ставок последует более ранее и резкое сокращение ставок», - сказал Юсси Хильянен из SEB. Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду

(Дара Ранасингхе, Кьяра Элизеи, Алун Джон, Гарри Робертсон и Ёрюк Бахчели)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку