Нет! Во-первых, такие игры могут быть невероятно познавательными. А во-вторых – совершенно пропагандистскими. И кажется, их потенциал в том и другом отношении еще мало кто разглядел… А что ждет нас в эру дополненной реальности, когда люди смогут как будто погружаться в подобные миры буквально с головой?
Средневековье достоверное
Всё началось, пожалуй, с серии игр «Mount and Blade» от турецкой компании TaleWorlds Entertainment, начало ей было положено пятнадцать лет назад. Это было, как обычно в фэнтези, какое-то «усредненное средневековье»: мечи, щиты, кони, замки и всё такое. А в 2011 г. шведская компания Paradox Interactive выпустила продолжение под названием «Огнем и мечем»: теперь игрок попадал не куда-нибудь, а конкретно в Восточную Европу середины XVII века и мог поступить на службу к полякам, шведам или московитам, а также к запорожским казакам или крымским татарам. Естественно, все они периодически воевали между собой и строили друг другу козни, так что персонаж мог сделать себе неплохую военную и политическую карьеру (мой сын в те самые 14-15 лет умудрился даже занять престол Московского царства). Но, как вы догадываетесь по этой детали, от исторического реализма эта игра была все же далека.
Всё изменилось, когда пять лет назад, чешские мастера-игроделы выпустили «Kingdom Come: Deliverance». И я, признаюсь, попробовал – и залип!
В самом начале игры ты переносишься в тело молодого парнишки Иржи, сына деревенского кузнеца в Богемии (Чехии) поздней весной 1403 г. Весна в том году, кстати, выдалась долгая, смены времен года в игре нет, равно как и дат, так что даже сотый день игры будет всё таким же майским. Но это почти единственная нереалистичная деталь. У игры есть главная сюжетная линия: деревенька подвергается внезапному нападению, родители паренька убиты и ему надо искать новое место в жизни.
А дальше Иржи может выбирать, какое: исполнять ли мелкие поручения трактирщиков и случайных знакомых в обмен на звонкую монету, или отыскать своего пана и поступить к нему на службу, или вовсе заняться воровством и разбоем. Как нетрудно понять, главная сюжетная линия предполагает выбор службы пану: там будет много приключений и заданий, да и о своем происхождении парень узнает что-то новое. Словом, выбьется в люди и станет правой рукой своего настоящего отц… простите, не хотел спойлерить.
Но главное не это. В каждой детали сюжет достоверен, насколько может вообще быть достоверной электронная игра: быт крестьян, горожан, дворян и монахов (да, в одном задании придется пожить и в монастыре) описан с величайшими подробностями, притом встреченные персонажи будут еще рассказывать о своих судьбах и объяснять, грубо говоря, «как устроено Средневековье» и что тебе надо знать, если хочешь в нем выжить и преуспеть. Лучшего учебника по Средневековью я, пожалуй, и не назову.
Некоторые задания еще и смешные. Однажды наш Иржи в таверне крепко напьется в компании с деревенским священником, который пересказывал ему проповеди какого-то Яна Гуса из Праги. Утром тому служить мессу, а он от вчерашнего еще не отошел… Придется Иржи читать вместо него проповедь, пересказывать Гуса. Если сделать это правильно – местные сразу зауважают.
Помимо прочего, «Kingdom Come: Deliverance» популяризует историю родного края, доказывает, что чешское Средневековье – не менее интересное, чем западноевропейское, что эта страна в центре Европы может похвастаться далеко не только пивом. Притом все деревни, все замки и единственный монастырь из игры сохранились в той или иной степени до сих пор, после выхода игры появились даже туристические гиды «по Иржевским местам».
Средневековье неполиткорректное
Сюжет игры предполагает, что у нее может быть продолжение: история не закончена, главный злодей ускользнул вместе с мечом, принадлежащим отцу нашего героя, а сам он как отправляется в составе посольства к соседнему пану. Несколько дополнений действительно были выпущены, в том числе «Женская доля», в которой можно немного поиграть за двух девушек, подружек нашего главного героя, и оценить, насколько мало зависело от женщин в те времена и как им приходилось несладко.
Но на этом – всё. Сиквел пока что не заявлен, хотя игра явно пользуется успехом. Готовилась и настольная игра, но проект свернули.
Возможно, дело в критике, которая обрушилась на эту игру. Прежде всего, упреки в неполиткорректности: почему в игре нет ни одного чернокожего персонажа? Создатели, разумеется, отвечали, что в Богемии 1403 г. их и вправду не было, разве что какого-нибудь монаха можно было добавить, сочинив ему историю дальних странствий…
Но хуже другое. Все положительные герои в игре – чехи. Немцы в основном тупые и жестокие солдафоны, хотя кое-кто проявляет благородство (одного надо еще суметь убедить). Но есть абсолютные исчадия ада – это половцы, воевавшие в армии венгерского короля Сигизмунда. С некоторыми чешскими разбойниками можно договориться, откупиться от них или даже вступить в подобие союза, но едва завидишь половца (у них явно монголоидные лица) – доставай меч без разговоров. При этом все половцы говорят по-венгерски, и самый главный злодей во всей игре тоже венгр, притом единственный в игре.
Не знаю, что там у создателей игры было с венграми. Но стало понятно, что игра может служить средством пропаганды, подспудно внушать определенное отношение к народам, расам, языкам и иным группам людей.
А дальше?
А в РФ сегодня разрабатывают бродилку под названием «Смута». Выбран период истории, который наиболее созвучен современной кремлевской пропаганде: 1612 год, нашествие с Запада, народ объединяется ради защиты святынь и родной земли. Боярин Юрий попадает в сложную жизненную ситуацию, лишается всех своих ресурсов и должен заново их собирать, а потом, ясное дело, сколотить ополчение и пойти освобождать Москву от поляков.
Насколько игра будет увлекательной и исторически достоверной, судить пока что рано, но одно ясно сразу: чешские игроделы при всех своих странных предпочтениях описывают историю личности, российские – прославляют величие государства.
Но может быть, независимым производителям, или, скажем, игроделам Будущей России стоит пойти по первому пути (разумеется, избежав откровенной неполиткорректности)? Создать игру, к примеру, из периода феодальной раздробленности на Руси или Гражданской войны, где не будет одного великого нарратива о собирании земель русских под мощной дланью московского царя или дедушки Ленина, а будет рассказ о живых людях той давней поры с их страстями, проблемами и ошибками в конкретном историческом контексте.
Показать, что главные в истории – это люди.
И такое будет доходить до подростков куда лучше, чем все пафосные и натужные «разговоры о важном» вместо первого урока.