Эпоха ковида подарила нам многодневное голосование — представленное, как противоэпидемическая мера, оно помогло без лишних сложностей одобрить «обнуление Конституции». Председательница Центризбиркома Элла Памфилова, конечно, обещала, что это разовая акция, что вызвана она заботой о здоровье граждан и что в следующие голосования будут проходить, как и раньше, в один день. Но оказалось, нет ничего более постоянного, чем разовое.
Вот уже четвертый год многодневное голосование с нами, хотя давно уже нет никакой пандемии. Зато у фальсификаторов теперь гораздо больше времени, чтобы обеспечить нужные цифры в протоколах. Силы же оппонентов и наблюдателей распыляются еще больше.
Другим способом избежать общественного надзора за выборами стало дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — «голос из машины». По сути дела, это абсолютно черный виртуальный ящик, из которого организаторы выборов раз за разом извлекают триумфальную поддержку провластных кандидатов. Механизмов проверки итогов ДЭГ не существует, и нам остается лишь верить в чистоту рук и помыслов ведомства Эллы Александровны.
Выборы эпохи «специальной военной операции» подарили нам еще одну форму бесконтрольного голосования — экстерриториальные участки.
На прошлой неделе ЦИК РФ принял постановление, как предполагается организовывать экстерриториальное голосование на выборах в единый (трехдневный) день голосования (8–)10 сентября 2023 года. Такая необходимость возникла после экстренных поправок в электоральный закон, принятых накануне старта избирательной кампании. Эти поправки в очередной раз искорёжили законодательство в угоду конъюнктурным интересам власти, о чем я уже писал.
Предполагается, что на региональных выборах будет организовано не менее 328 таких участков. То есть теперь можно будет выбирать губернатора Омской области в зоне СВО, а парламент Ярославской области – на Чукотке.
Экстерриториальные участки образуется для выборов региональных органов власти решением комиссии организующей выборы не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях — не позднее чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования. Для этого формируются или специальные избирательные комиссии или же на уже существующие комиссии возлагаются дополнительные полномочия.
Важной оговоркой в постановлении является то, что такие комиссии формируются на основе предложений собраний граждан по месту жительства, работы и службы, но не от политических партий. То есть риск появление нелояльных членов комиссий сведен к минимуму, ведь все эти формы собраний граждан абсолютно фейковые и используются администрациями, для того чтобы насытить комиссии подконтрольными людьми.
Списки избирателей на таких участках будут формироваться явочным порядком, либо через письменное обращение избирателя за день до начала голосования, либо через устное обращение уже в день выборов. Естественно, в таких условиях нет никаких гарантий, что комиссии будут включать в списки лишних людей или одни и те же люди не смогут проголосовать сразу на нескольких участках.
Вишенка на торте: даже бюллетеней установленной формы на экстерриториальных участках не предполагается. И действительно, непросто будет из Сибири привезти бланки в Луганск! Поэтому ЦИК решила сильно не заморачиваться и позволила комиссиям самим изготавливать бюллетени без необходимых водяных знаков и типографских шрифтов. В принципе, для этих целей может использоваться хоть туалетная бумага, что в целом будет довольно точно отражать отношение организаторов к голосованию.
Понятно, что никакого нормального наблюдения на таких участках, большая часть из которых окажется в зоне СВО, не предполагается. Сложно представить, как партии и кандидаты смогут отправить на них своих представителей, да и еще обеспечить их безопасность.
В отсутствии всякого внешнего контроля, без ограниченного списка избирателей и с возможностью изготавливать бюллетени в любом количестве, экстерриториальные участки могут выдать любые итоги голосования. Можно даже сильно не волноваться о достоверности цифр. Кто усомнится в их релевантности? Да только экстремист или иностранный агент.