После вступления Финляндии и Швеции в НАТО альянс многое приобрел. Я командовал войсками Финляндии и Швеции в Афганистане и шведскими войсками в ливийской кампании 2011 года. В этих странах есть профессиональный и мотивированный персонал, оснащенный превосходными технологическими системами, от современных истребителей до малозаметных военно-морских корветов.
Это создает проблемы для вооруженных сил Владимира Путина, которые уже сильно истощены войной в Украине.
Оба новых члена имеют болезненный исторический опыт общения с Россией. Граница России с НАТО увеличилась более чем на тысячу километров. Если бы Путин вторгся, например, в Эстонию, он теперь был бы уязвим со стороны ранее нейтральной Финляндии.
Один из важных аспектов присоединения Швеции и Финляндии, которому уделяется мало геополитического внимания (оно все сосредоточено на Украине), — это то, как они умножат силы НАТО в Арктике.
Когда десять лет назад я посетил скандинавские государства в качестве верховного главнокомандующего войсками Североатлантического союза, я увидел их мастерство в работе за Полярным кругом. Я был под большим впечатлением.
Итак, с учетом новых членов, как будет выглядеть последовательная стратегия НАТО в отношении Арктики?
Северный ледовитый океан — вершина мира. По мере того, как глобальное потепление стирает все больше и больше ледяного покрова, доступ к жизненно важным морским путям и углеводородам — нефти и газу — будет иметь все более важное значение для стран, расположенных возле Северного Ледовитого океана.
До Швеции и Финляндии союзниками по НАТО уже были пять таких стран: Канада, Дания (благодаря Гренландии), Исландия, Норвегия и США. Два новых союзника, несмотря на отсутствие береговой линии океана, считаются арктическими странами. Около 15% территории Швеции и треть Финляндии находятся за Полярным кругом в регионе, известном как Лапландия. Семь союзников по НАТО теперь противостоят России в этом регионе.
Перед вторжением в Украину Путин наращивал арктический потенциал российских вооруженных сил. За Полярным кругом было все больше войск, баз и кораблей.
Учитывая огромные потери, которые он понес на Украине, эти усилия, скорее всего, замедлятся, что даст НАТО рычаги воздействия и возможности. Североатлантический союз должен сформировать «арктическую коалицию» внутри НАТО, чтобы сосредоточиться на повышении своей обороноспособности на севере. Хорошо укомплектованный центр коалиции должен заниматься изучением и анализом оборонительных действий в суровых условиях. Логически и символически этот центр должен базироваться на территории одного из двух новых союзников.
Альянс также должен разработать подробный оборонительный план реагирования на российские действия на севере. У НАТО есть тщательно разработанные оборонительные планы для отражения нападений России на страны Балтии, Турцию и страны Черного моря — ей нужен аналогичный военный план для Крайнего Севера, который будет тщательно проверен в ходе кабинетных учений и реальных операций. НАТО также может активизировать свою обычную деятельность по наблюдению и патрулированию в регионе.
А именно — должно начаться регулярное патрулирование атомных подлодок подо льдом Соединенными Штатами и Великобританией; больше спутникового времени должно уделяться наблюдению за полярным регионом; должно вырасти число пролетов морских патрульных самолетов дальнего действия, базирующихся в Исландии, Канаде и Швеции.
Наконец, НАТО следует проводить регулярные широкомасштабные боевые учения. Боевые действия ведутся совсем иначе при минусовой температуре. Каждая боевая система НАТО — от ракет и винтовок до радаров и военных кораблей — должна оцениваться на предмет ее эффективности в арктических условиях.
У роли НАТО в регионе есть и дипломатический аспект. В международную организацию, известную как Арктический совет, входят все семь членов НАТО и Россия, а также страны-наблюдатели, включая Китай. Несмотря на огромные разногласия по поводу Украины, НАТО и Россия должны стремиться избежать войны на вершине мира.
Арктический совет, как и действующие соглашения времен холодной войны о контроле над вооружениями, может стать частью дипломатического пути для решения неукраинских вопросов.
Включение Швеции и Финляндии — очень позитивный шаг для НАТО по многим причинам: географии, военной мощи, передовым технологиям, европейскому единству. Но альянсу следует действовать быстро, чтобы извлечь выгоду из этой неожиданной северной удачи, пока внимание России будет приковано к чему-то другому.
Перевод публикации Bloomberg.