Китайская экономика замедляется, ресурс дешевой рабочей силы, сделавшей КНР «мировой фабрикой», почти исчерпан, а транснациональные компании переводят бизнес в другие страны, чтобы снизить риски, проявившиеся во время ковидных локдаунов и усиления геополитической напряженности. На этом фоне Компартия Китая (КПК) на полную мощность включает идеологическую машину, заставляя сотрудников государственных и многих частных компаний изучать «Идеи Си Цзиньпина».
«Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи» – основополагающий документ современного Китая. В нем излагаются мысли по всем направлениям жизни страны, высказанные председателем КНР, который возглавил страну в 2012 г. и в нарушение полувековой традиции продолжил руководить ею после 10 лет правления.
Изучением работ Си Цзиньпина занимались и раньше, тем более что «Мысли» были зафиксированы в конституции еще в 2018 г., названы основополагающей доктриной, а в 2021 г. Министерство образования объявило об их включении в учебную программу – с начальной школы до университета. Но теперь сотрудников компаний – от энергетических до финансовых – обязуют изучать соображения национального лидера, призванные «утвердить марксистскую веру» и воспитать патриотизм, в рабочее время, пишет Bloomberg.
Одному из крупнейших китайских инвестбанков, China International Capital Corp., пришлось в последние месяцы активизировать идеологическую работу среди сотрудников, поскольку власти высказали недовольство уровнем их знаний, рассказал агентству человек, знакомый с ситуацией. По словам другого, в государственном Bank of Communications ежемесячные семинары проводятся во всех департаментах с конца 2022 г.; сотрудники должны будут сдать своеобразный экзамен и оценить, как идеи Си могут повлиять на развитие финансовой отрасли.
В конце июня более 3000 сотрудников из более чем 70 компаний по управлению фондами прослушали лекцию о руководящей и направляющей роли КПК в инвестиционной отрасли; об этом сообщалось в пресс-релизе Шанхайской ассоциации управляющих активами. Среди этих сотрудников были работники китайских подразделений западных компаний, включая американскую BlackRock, крупнейшую управляющую компанию мира, и совместное предприятие с участием американской же Franklin Templeton.
Сотрудники государственной энергетической компании со штаб-квартирой в Пекине рассказали Bloomberg, что их все чаще без предварительного объявления собирают в рабочее время на идеологические семинары. Обычно там обсуждаются последние высказывания Си, а проводятся эти мероприятия в изолированном помещении. При этом у участников иногда забирали мобильные телефоны, и коллеги не могли связаться с ними по срочным рабочим вопросам.
Некоторым топ-менеджерам банков и компаний приходится тратить до трети своего рабочего времени на изучение «Идей Си Цзиньпина», участие в курсах и семинарах; эти работники также каждый месяц должны читать четыре книги Си, рассказывают знающие об этом люди. Присутствие на таких мероприятиях стало обязательным с этого года, участники также должны писать контрольные работы по итогам обучения.
В ICBC, крупнейшем банке мира по размеру активов, стали проводиться классы с чтением книг Си, а партийные теории в банке начали применять для минимизации финансовых рисков и проведения реформ, сообщало в апреле агентство «Синьхуа».
Занятия идеологией подрывают производительность труда, указывает Виктор Схих, адъюнкт-профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего и специалист по китайской банковской политике:
Каждый час, потраченный на что-то еще, – это час, не потраченный на работу.
Следование принципам рыночной экономики и свободы предпринимательства помогло Китаю за несколько десятилетий выйти из бедности и стать второй по размеру ВВП экономикой мира. Но в последние годы власти стали ограничивать бурную деловую активность. Жесткому регулированию подверглись технологический и образовательный сектора, в банковском были сильно сокращены зарплаты и бонусы (в рамках объявленной Си политики «общего процветания»), харизматичные бизнес-лидеры вроде основателя Alibaba Джека Ма были удалены из публичного поля.
Рост ВВП Китая замедляется; по мнению некоторых экономистов, поставленная правительством скромная цель в 5% в этом году не будет достигнута. ВВП во II квартале прибавил всего 0,8% по отношению к предыдущему, когда рост составил 2,2%. В годовом исчислении рост составил 6,3%; сказался эффект низкой базы в 2022 г., когда Си сажал на карантины многомиллионные города в рамках политики нулевой терпимости к ковиду, но при этом аналитики ожидали роста на 7,3%. «Данные говорят о том, что постковидный бум в Китае, совершенно очевидно, закончился», – отметила тогда Кэрол Кон, экономист Commonwealth Bank of Australia.
Во вторник статистическая служба сообщила, что экспорт в июле рухнул на 14,5% в долларовом выражении, что стало самым сильным падением с начала пандемии в феврале 2020 г. Импорт обвалился на 12,4%.
Си боится, что развитие капитализма подорвет его режим, сказал Bloomberg Ченган Сю, старший научный сотрудник Стэнфордского центра изучения китайской экономики и институтов:
Главное, чтобы никто не угрожал режиму и главенствующему положению КПК. Экономический рост важен только при таких условиях.
«Люди с Уолл-стрит всегда думали, что любая страна должна ставить свой финансовый сектор на первое место, – добавляет Чживу Чень, профессор финансов в Бизнес-школе Гонконгского университета. – Они не осознают, что в последние 10 лет КПК говорит: на первом и главном месте в голове любого должна быть политика, а не экономическая прибыль».