Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

«Однажды российские дети увидят учебник, разоблачающий ложь Путина»

Новый учебник истории — не просто учебник, а часть большой кампании по переписыванию истории
Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»

С сентября российские старшеклассники будут изучать историю по новому учебнику.

Поскольку книга охватывает события до наших дней, они узнают, что «Украина — ультранационалистическое государство. Сегодня любое инакомыслие в Украине жестоко преследуется, оппозиция запрещена, все русское объявляется враждебным».

В полном соответствии с мировоззрением Кремля книга также учит, что «США стали главным бенефициаром украинского конфликта» и «Соединенные Штаты полны решимости сражаться до последнего украинца».

Не сбрасывайте со счетов этот учебник как еще одну ядовитую каплю в потоке антиукраинской, антизападной пропаганды, захлестнувшей российское общество во время 23-летнего правления Владимира Путина.

Искажение истории служит большой цели. И речь не только о том, чтобы сплотить население вокруг агрессивной экспансионистской внешней политики Путина. Уже более десяти лет Кремль вкладывает ресурсы в создание «официальной версии истории». Конечная цель — не что иное, как создание новой российской идентичности. 

Это не только учебник. Это фестивали, фильмы, телепередачи, клубы исторической реконструкции, военно-исторические экскурсии для детей, студенческие дискуссионные кружки, фрески и статуи, такие как установленный в 2017 году в Москве памятник Михаилу Калашникову, изобретателю автомата АК-47.

Другие страны прошлого и настоящего основывали свою идентичность на религии, гражданском патриотизме или государственной идеологии. Вспомните протестантскую Англию после Реформации, американские идеалы свободы, права человека во Франции после революции 1789 года или советский коммунизм.

Ничего из этого не работает в сегодняшней России: это многоконфессиональная страна, гражданские свободы подавлены при Путине, а коммунизм мертв. Остается только история — единая, продиктованная версия, несогласие с которой подлежит наказанию как преступление.

Краеугольным камнем этой кампании Кремля стало увековечивание победы Советского Союза во Второй мировой войне как подвига, покрывающего русский народ вечной славой. Этот фокус понятен. История России 20-го века была отмечена временами невыразимого насилия и ужаса, которые разделили, а не объединили людей: революции, гражданская война, голод и, при Иосифе Сталине, государственный террор. Но триумф над нацистской Германией, достигнутый ценой ужасных человеческих жертв, — это воспоминание, объединяющее россиян.

  

Однако официальная версия войны и ее последствий, воспетая как эпоха, когда СССР был сверхдержавой, не находит места для неудобных фактов. Это сталинские депортации целых наций, таких как чеченцы и крымские татары, это военная оккупация и установление однопартийного коммунистического правления в Восточной Европе.

Иначе все было при Михаиле Горбачеве, последнем советском лидере. При нем Москва осуждала секретный протокол нацистско-советского пакта, который привел к советскому вторжению в Польшу в 1939 году и аннексии Прибалтики. Позже он взял на себя ответственность за резню в Катынском лесу в 1940 году, в которой погибло более 20 000 представителей польской элиты. Преступления сталинизма были разоблачены.

Открывая прошлое, Горбачев подорвал контроль Кремля над Восточной Европой. Именно это злит Путина: освобождение истории от контроля власти подрывает национальное единство и угрожает «вертикали».

В путинской «истории» триумфальные события — это обращение Руси 10-го века в христианство, территориальные завоевания Петра и Екатерины Великих, провал вторжения Наполеона в Россию и, прежде всего, Великая Отечественная война. События, которые следует оплакивать или осуждать, включают Смутное время начала XVII века, когда российское государство чуть не рухнуло, и две революции 1917 года. Сюда можно отнести и национальную политику Владимира Ленина, которая, как считается, благоприятствует украинцам, и то, что считается ошибочными реформами Горбачева и «анархией» 1990-х годов при Борисе Ельцине.

Путин не единственный среди кремлевских правителей, поставивших историю под контроль государства. В сталинские времена Ивана Грозного изображали мудрым государственным деятелем, уничтожившим предателей. Опричнина 1565–1572 годов, ранний пример массовых репрессий в кремлевском стиле, была названа «прогрессивной» политикой. Для россиян, живших при Сталине, предполагаемая параллель между двумя тиранами была очевидной — и пугающей.

Мы должны не менее серьезно отнестись к путинскому переписыванию истории. Это существенный элемент его попытки завоевать Украину, потому что он оправдывает пропитанную кровью кампанию на совершенно ложном основании, что украинцы не являются самостоятельным народом и не заслуживают государственности.

Однажды российские школьники могут увидеть учебник, разоблачающий ложь Путина.

Перевод публикации FT.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку