Сырьевые компании, Nestle, Philip Morris International и аналогичные им западные корпорации, продолжающие работать в России, — наиболее вероятные потенциальные цели для национализации российскими властями. Такое мнение представили на инвестиционной конференции, проведенной банком Barclays, британские аналитики.
В начале сентября Москва может опубликовать список компаний из «недружественных стран», сообщила на конференции Джослин Споттисвуд из лондонской фирмы Alaco, консультирующей компании по вопросам управления, оценки бизнес-рисков, разрешения споров и пр. Фигуранты списка рискуют попасть под экспроприацию, добавили аналитики Barclays в разговоре с клиентами. Об этом пишет Financial Times.
По оценке банка, наиболее высок риск экспроприации у иностранных компаний из сырьевого сектора; у технологических он ниже из-за сложности их операций. Дополнительный риск для производителей потребительских товаров — любовь россиян к западным брендам.
Две последние цифры соответствуют рублевым суммам в 75 млрд руб. и 150 млрд руб. по курсу 90,9 руб./$.
Аналитики Barclays, занимающиеся потребительскими компаниями, составили список западных организаций своего сектора. Красным цветом выделены те из них, чьи финансовые показатели превышают описанные Споттисвудои уровни или близки к ним (российские активы Danone и Carlsberg уже были фактически национализированы в июле):
Компании потребительского сектора с самыми высокими показателями выручки — табачные. British American Tobacco (BAT — сигареты под брендами Kent, Vogue, «Ява» и др.) сообщала в феврале, что намерена до конца текущего года передать российский бизнес новому владельцу По данным FT и «Коммерсанта», им может быть группа компаний СНС. Но никаких гарантий, что это произойдет в запланированный срок, нет, говорил FT гендиректор Джек Боулз.
Крупнейший в мире производитель табачной продукции Philip Morris International (PMI — сигареты под брендами Marlboro, L& M, Parliament, Chesterfield) завил о планах уйти с российского рынка более года назад. The Wall Street Journal сообщала в марте, что компания, имеющая в России более 3000 сотрудников, ищет покупателей на свой бизнес.
Еще один гигант потребительского сектора, швейцарская Nestle, заменила часть продукции под флагманскими брендами на местные. Так, вместо KitKat теперь выпускаются батончики Goodmix, а вместо продуктов Nesquik — продукция под марками «Хрутка» и «Чудастик». Компания, имеющая около 7000 сотрудников, «радикально сократила» ассортимент и выпускает теперь только «базовые продукты для местного населения», говорил CNN представитель Nestle.
«С той информацией, что я располагаю, и учитывая меняющуюся ситуацию в России, мы заключаем, что действительно хороших вариантов нет, но наименее плохой из них — вести ограниченный бизнес, и этим мы сейчас и занимаемся», — говорил в конце июля Хайн Шумахер, гендиректор британской Unilever (реализует продукцию бытовой химии под международными брендами, а в косметике у нее много местных марок, таких как «Чистая линия», «Черный жемчуг», «Бархатные ручки» и пр.).
Международные инвесторы, по-видимому, считают примерно так же: хороших вариантов нет, а потому российский бизнес уже можно списать — и не важно, конфискует его Кремль или нет. После объявления о национализации «Данон Россия» и «Балтики» акции Danone снизились на 0,7%, а Carlsberg — на 1,8%, но в течение недели эти потери были отыграны.
Аналитики Barclays пишут:
Цель Путина — сделать все возможное, чтобы не допустить коллапса российской экономики и задобрить олигархов, недовольных экономической ситуацией.