Чтобы это понять, надо разобраться, что такое сектор Газа и ХАМАС, который правит там скоро 20 лет.
При создании в 1948 году Государства Израиль жившим там арабам было предложено стать его гражданами. Часть согласилась, и сейчас около 20% жителей Израиля — мусульмане. Другие — нет. Из-за арабо-израильского конфликта более 750 тысяч палестинцев были изгнаны из своих домов. Палестинцы называют эти события «Ан-Накба» («Катастрофа»).
Две Палестины
Газа до 1948 года была частью Палестины, которой тогда управляла Великобритания. Согласно плану ООН по разделу Палестины 1947 года, сектор Газа должен был быть включен в территорию арабского палестинского государства (вторая его часть — Западный берег реки Иордан). В результате Арабо-израильской войны 1947–1949 годов сектор Газа был оккупирован Египтом и находился в его составе до Шестидневной войны 1967 года. После нее сектор Газа перешел под контроль Израиля. Он не аннексировал Газу, но создавал там еврейские поселения, что приводило к регулярным конфликтам.
В 1994 году власть в секторе была передана руководству Палестинской национальной администрации, созданной, чтобы Газой и Западным берегом реки Иордан могли управлять сами палестинцы. При этом в Газе еще сохранялись еврейские поселения. Для обеспечения безопасности Израиль продолжил контролировать воздушное пространство и территориальные воды анклава, но в 2005 году вывел войска из сектора и ликвидировал там еврейские поселения. Сейчас сектор Газа — расположенный на берегу Средиземного моря небольшой анклав частично признанного Палестинского государства.
В 2006 году на выборах в Газе победило радикальное Исламское движение сопротивления (ХАМАС). Договориться с другими более умеренными группировками, прежде всего, с правившим до него ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины), оно не смогло и силой захватило власть, ликвидировав многих оппонентов.
С тех пор выборы в Газе не проводились, а Палестина фактически разделена на две части: Западный берег реки Иордан находится под контролем ФАТХ, а сектор Газа — под властью ХАМАС.
От реки до моря
Движение ХАМАС было создано в 1987 году. Его основная цель, сформулированная в так называемой Исламской хартии, — создание палестинского государства от реки Иордан до Средиземного моря. Места расположенному там Израилю, таким образом, на карте мира ХАМАС не оставалось.
Предшественники ХАМАС в секторе Газа провозгласили так называемый внутренний джихад — мирное восстановление утраченных норм религиозной жизни. Боевики преобразовывали его во внешний джихад — активные действия против Израиля.
После этого Израиль объявил палестинский анклав «враждебным государственным образованием» и ввел против него блокаду. Также поступил и Египет, давно нормализовавший отношения с Израилем. Газа оказалась в изоляции: она расположена между морем, Израилем и Египтом. Обе страны объясняют блокаду вопросами безопасности: в случае разблокировки сектора Газа туда хлынет поток оружия, которое боевики ХАМАС и другие группировки могут использовать для реализации их радикальных идей. С тех пор между Израилем и боевиками ХАМАС произошло уже четыре крупные эскалации, не считая нынешнюю войну. Политическое руководство ХАМАС при этом проводит большую часть времени в столице Катара, Дохе. Там с 2012 года находится политический офис движения, а Катар, наряду с Турцией и Ираном, является главным спонсором боевиков.
ХАМАС, в отличие от ФАТХ, не приемлет никаких переговоров с Израилем и считает вооруженную борьбу единственно возможным методом отстаивания прав палестинцев, периодически критикуя представителей Западного берега за их «сговор» с еврейским государством.
Все плохо
На территории площадью 365 кв. км в секторе Газа живут порядка 2,1 млн человек, что делает его одним из самых густонаселенных регионов в мире. При этом порядка 60% его жителей считаются беженцами (по методологии ООН, это те, кто жил в Палестине в 1946–1948 годах или во время Шестидневной войны 1967 года, и кто потерял свои дома и средства к существованию, а также их потомки).
Четыре наземные операции Израиля в секторе Газа за последние 15 лет (в 2008, 2012, 2014 и 2021 годах) ухудшили и без того тяжелую гуманитарную и экономическую ситуации в анклаве. Электричество в Газу подавалось примерно по 11 часов в сутки. Основная часть поступала из Израиля, но теперь поставки остановлены, а единственная местная электростанция разрушена.
«За свою жизнь я уже пережил четыре войны. Это пятая. Здесь никто ничего не планирует наперед. В любой момент свои коррективы может внести политика», — рассказывает автору 28-летний выпускник медицинского факультета местного Исламского университета Халед, который продает рагифы (лепешки из муки грубого помола) на одной из центральных улиц города Газа. В самые хлебные дни он приносит домой не более 20 шекелей (4 доллара).
У него хотя бы есть работа. У половины трудоспособного населения Газы ее нет. На конец 2022 года, по данным Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), безработица в Газе была 46,6%, а среди молодежи — и вовсе 62,3%. Неудивительно, что 81,5% населения, по данным БАПОР, живет в крайней бедности.
При этом население Газы очень молодо: половине населения 18 лет или меньше. Журнал The Economist приводит такие цифры: два из трех жителей Газы моложе 25 лет.
Получить образование в Газе сложно, но можно, вот только работу потом не найти. Местные университеты каждый год оканчивают 15–18 тысяч жителей. «Занятия очень часто отменялись из-за отсутствия электричества или проблем с транспортом. Бывало, что мы занимались всего три раза в неделю. Обычно при свечах», — вспоминает Халед. В случае устройства на работу по специальности молодой врач может получать в Газе примерно 700 шекелей (175 долларов) — немногим больше, чем зарабатывает Халед, продавая лепешки. Впрочем, 74% выпускников все равно не находят себе применения.
Блокада со стороны Израиля и Египта, войны с Израилем и сокращение внешней помощиподкосили и без того слабую экономику Газы. ВВП с тех пор практически не вырос, отмечается в сентябрьском докладе Международного валютного фонда (МВФ). А население растет, вследствие чего ВВП на душу населения в Газе, по данным МВФ, в течение 15 лет сокращался в среднем на 2,5% в год (все большее количество людей общими усилиями создают одну и ту же сумму). В прошлом году, по данным Всемирного банка, он был менее 1,3 тыс. долларов (для сравнения, в России, по данным ВБ, 15,8 тыс.).
И вдобавок ко всему этому — стандартный набор, свойственный радикальным режимам: дискриминация женщин, детей. В регионе распространены ранние браки, девочек часто отдают замуж без их согласия. По данным Центрального статистического бюро Палестины, в 2020 году на Западном Берегу 4,3% девушек моложе 18 лет уже состояли в браке, а в секторе Газа — 19,3%.
По подсчетам благотворительной организации Save the Children, 77% детей младше 17 лет в секторе Газа находятся в состоянии депрессии. По информации Детского фонда ООН, около 90% палестинских детей сталкиваются дома с той или иной формой жестокого наказания, а более 20% из них подвергались жестокому физическому насилию со стороны взрослых. Зато ХАМАС, по данным Госдепа США, организовал в секторе Газа летние милитаристские лагеря, куда привлекает подростков и юношей от 14 до 22 лет.
Люди не видят перспектив. Согласно недавним опросам, 37% жителей Газы хотят эмигрировать. Но возможностей уехать из региона не так уж и много. Например, контрольно-пропускной пункт «Рафах» на границе с Египтом (его тоже разрушили) ежедневно могли пересечь не более 500 палестинцев — и то после прохождения изнурительных очередей или дав крупную взятку.
По данным расположенного в Газе научно-исследовательского института Масарат, за 2018–2022 годы сектор покинули около 36 000 человек. Некоторые пытаются сбежать через Средиземное море на самодельных лодках. С 2014 года по меньшей мере 375 из них пропали без вести или погибли.
Неудачный пример
Палестинцы на Западном берегу реки Иордан живут заметно лучше. ВВП на душу населения там почти вчетверо больше, чем в Газе (данные Всемирного банка). Причем на Западном берегу экономика более «человечна»: она растет в основном за счет потребления домохозяйств (люди больше покупают), а в секторе Газа — за счет государства (тратит правительство).
Однако Западный берег, которым руководит более умеренное движение ФАТХ, не стал для Газы ориентиром, каким была Западная Германия для Восточной, куда немцы стремились попасть через Берлинскую стену, или как Южная Корея для Северной. Жить там, конечно, лучше, чем в Газе, но недостаточно хорошо для того, чтобы жителям Газы хотелось на него равняться.
К тому же ФАТХ во главе с 87-летним, уже сильно болеющим президентом Махмудом Аббасом постоянно обвиняют в бездействии, коррупции, даже в сговоре с Израилем. Безуспешные дипломатические консультации ФАТХ с Израилем дискредитировали в глазах палестинцев власти Западного берега и вывели на авансцену ХАМАС, боевики которого пользуются огромным авторитетом среди своих соотечественников. «К чему привела эта дипломатия? ФАТХ ничего не удалось добиться за все последние годы, а отряды ХАМАС кардинально изменили ситуацию», — говорит Халед.
Важную роль играет молодость населения Газы. Если отсчитывать от 2007 года, ХАМАС безраздельно правит Газой уже 16 лет. Большинство ее жителей в силу возраста просто не видели ничего другого и не знают, что бывает иначе. У палестинской молодежи нет никаких шансов участвовать в общественно-политической жизни анклава, кроме как поддерживать ХАМАС и союзные с ним группировки. Инакомыслия, оппозиции, гражданского активизма или продвижения ценностей, противоречащих их идеологии, хамасовцы не приемлют, подчеркивается в многочисленных отчетах международных наблюдателей.
Многие жители Газы ездят на заработки в Израиль. Несмотря на постоянные эскалации конфликта, власти еврейского государства в последнее время существенно увеличили количество разрешений на въезд для жителей палестинского анклава. Согласноотчету БАПОР, в 2022 году общее количество выданных разрешений для палестинцев превысило 424 тысячи — это максимум с 2004 года. Подавляющее большинство (83%) получивших эти разрешения были зарегистрированы в качестве поденщиков.
Отношение к Израилю это не меняет. Поездки сопровождались унизительными проверками на границе, вспоминает Халед, который называет Израиль не иначе, как «государство оккупантов»: «Моя мать раньше ездила [в Израиль работать] на швейную фабрику. Для этого она была вынуждена вставать в 5 утра, затем отстаивать длинные очереди и подвергаться самому тщательному досмотру. И так каждый день».
Что остается
Вся эта безысходность делает многих палестинцев радикалами. «Особенно в такие моменты палестинцы предпочитают остаться и принять мученическую смерть на своей земле, а не покидать ее и отдавать оккупантам. Наш выбор прост: победа или смерть за правое дело», — делится адвокат Усама Туркман. По его словам, палестинцы «поддерживают всех, кто защищает их землю», имея в виду ХАМАС и союзные с ним радикальные группировки.
«Это не просто сопротивление ХАМАС, “Исламского джихада” или какого-то другого движения. Это сопротивление от лица всех палестинцев. Сегодня мы видим единство не только между жителями сектора Газа, но и между всеми палестинскими фракциями на всех территориях», — подчеркивает Рагад Сальха, уроженка Газы, работающая на палестинском телеканале Al Kofiya, который базируется в Каире.
Эти группировки явно не устраивают любые попытки нормализации отношений Израиля с Палестиной или другими арабскими странами. Будь то переговоры с ФАТХ или наметившееся в последние месяцы сближение с Саудовской Аравией (обсуждалось, в частности, признание Саудовской Аравией Государства Израиль в обмен на его уступки по отношению к палестинцам). Представители ХАМАС уже неоднократно называлинормализацию отношений арабских стран с Израилем «большим позором» и «ножом в спину палестинцев».
Они добились своего. Теперь все достижения последних лет, очевидно, перечеркнуты. Лучше жить от этого в Газе не станут.
Перепечатка публикации «Важных историй»