Российские банки готовятся выдать рекордную сумму кредитов на покупку автомобилей в 2023 году. Всего по итогам года россияне могут оформить займов на 1,6 трлн руб., из которых от 60% до 80%, в зависимости от банка, пойдут на покупку китайских машин, рассказали Forbes представители кредитных организаций.
По данным Frank RG, за первые 10 месяцев заемщики взяли у банков 1,236 млрд руб. автокредитов, что уже больше, чем в довоенном 2021-м (1,1 трлн руб.).
Высокий спрос на автокредиты обусловлен дефицитом машин в 2022 году, когда из страны ушли иностранные марки, и резким расширением ассортимента китайских брендов. «Сейчас на российском рынке присутствует не менее 30 новых наименований. В основном это китайские автомобильные бренды разных ценовых категорий», — отметил проектный лидер Frank RG Станислав Сухов.
Однако спрос на новые автомобили по-прежнему превышает предложение. «Покупатели заранее бронируют авто, вносят предоплату, ожидают поставки», — рассказал начальник управления развития партнерских программ и стратегических сегментов «Росбанк Авто» Вячеслав Якубчик. По его словам, на этом фоне появление нового предложения сразу же «поглощается спросом и только увеличивает объем рынка автокредитования».
Также свой вклад вносит динамика роста цен на автомобили — она значительно превышает темпы роста доходов населения, отмечает Якубчик. Согласно подсчетам Росстата, к ноябрю автомобили российских брендов подорожали более чем на 14% с начала года, а иностранные — почти на 5%.
Наблюдаемый рост цен заставляет заемщиков не откладывать покупку автомобиля. По оценке Абсолют Банка, сейчас лишь 8–10% заемщиков не нуждаются в заемных средствах при покупке автомобиля. Для всех остальных единственный вариант — кредит.
Сказалось и то, что сегмент автокредитования не является объектом пристального внимания Центробанка, говорит директор департамента розничных продуктов Абсолют Банка Виталий Костюкевич. «Здесь нет превалирующих низких ставок, как, например, по ипотечным госпрограммам, меньше сумма кредита и гораздо легче продать залог при необходимости», — отметил эксперт.
Ранее глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов сообщил, что по итогам 8 месяцев доля китайских автомобилей в российском импорте достигла 92%. После начала войны в Украине все мировые автоконцерны остановили производство в России. Впоследствии большинство из них продали активы и ушли из страны. Кроме того, прекратились официальные поставки новых авто. Китайские машины остались фактически единственной альтернативой отечественным маркам.
Президент «АвтовазаП Максим Соколов называл рост доли китайских автомобилей на рынке стратегическим вызовом для российского автопрома. Однако ответить на этот вызов автомобильная промышленность страны не может — после попадания под санкции «Автоваз» сократит производство на 10% относительно запланированного уровня и выпустит всего 360 тыс. машин. Это минимальный показатель с 1970-х годов.