Российское правительство почти исчерпало 300 млрд руб., которые были выделены из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на выкуп самолетов у иностранных лизингодателей, пишет «Коммерсант» со ссылкой на информированные источники.
По их словам, всего у властей осталось 3,5 млрд руб., но они будут использованы для урегулирования по самолетам «Аэрофлота».
Последние средства пошли на выкуп 28 самолетов «Аэрофлота», 45 лайнеров S7 и 19 — «Уральских авиалиний». Всего же на средства ФНБ было приобретено 150 бортов.
Больше всего денег — 250 млрд руб. — было потрачено на покупку у лизингодателей 86 лайнеров «Аэрофлота». Частным компаниям, в свою очередь, досталось из ФНБ около 30–40 млрд руб. Для выкупа самолетов «Уральские авиалинии» и S7 также использовали собственные средства и получили лайнеры в финансовый лизинг на 15 лет, по завершении которого они перейдут в их собственность.
При этом частная iFly согласовала с лизингодателем условия сделок по трем Airbus на 9 млрд руб., но не смогла получить средства из ФНБ даже на один самолет. По словам источников, правительство и впредь вряд ли будет учитывать интересы чартерных компаний с небольшим или старым парком.
Деньги выделялись в качестве льготного займа по ставке 1,5% на 15 лет. Новым собственником судов стала подконтрольная Росавиации лизинговая компания «НЛК-Финанс».
Вопрос о выделении дополнительных средств из ФНБ пока не обсуждается, говорят собеседники в авиаотрасли. Однако «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и S7 продолжают переговоры о дальнейшем выкупе лайнеров у иностранных собственников.
Если правительство откажется выдавать авиакомпаниям льготные кредиты на приобретение самолетов, то с учетом высокой ставки ЦБ расходы на это неизбежно будут переложены в цену перевозки, предупредил эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
После полномасштабного вторжения России в Украину ЕС и США ввели санкции против авиационной отрасли страны, запретив поставку самолетов и комплектующих. Всего в России находилось 523 самолета иностранных лизингодателей, 142 из которых принадлежали крупнейшей в мире компании по лизингу лайнеров AerCap. Взятые в аренду суда составляли более половины всего парка гражданской авиации в стране.
Российское правительство разрешило авиакомпаниям не отдавать суда и перерегистрировать их в России. Это позволило продолжить летать на них, но вылететь за границу лайнеры с двойной регистрацией не могут. Более того, в других странах их ожидают аресты и возвращение собственнику.