Хотя Минфин в этом январе не стал накачивать экономику деньгами, как в прошлом году, дыра в бюджете за месяц превысила 300 млрд руб., свидетельствует предварительная оценка Минфина.
Расходы бюджета оказались на 13,2% ниже, чем годом ранее: 2,7 трлн руб. против 3 трлн в январе-2023. Тогда Минфин объяснял скачок расходов авансированием ряда контрактов. В этом году многие аналитики ожидали повторения этой истории — тем более что опять запланировано увеличение расходов с 32,4 до 36,6 трлн руб., но этого не произошло (впрочем, по сравнению с довоенным январем 2022 г. бюджет потратил в 1,5 раза больше). Расходы бюджета могут оказаться выше. Минфин напоминает, что они ограничены записанной в законе о бюджете суммой плюс дополнительными ненефтегазовыми доходами — если они будут.
Эти доходы оказались почти вдвое выше прошлогодних — 1,72 трлн руб. против 0,93 трлн в январе-2023. Минфин говорит, что это соответствует плану (23,56 трлн за год), а такой рост в значительной мере вызван разовыми поступлениями, в том числе платежами от аукционов за квоты на добычу водных биоресурсов. Их размер не приводится, но в октябре распределялись квоты на вылов крабов на 215 млрд руб.
А вот нефтегазовые доходы оказались меньше, чем рассчитывал Минфин. По сравнению с провальным январем 2023 г. они увеличились почти на 60% и составили 675 млрд руб., но это на 122 млрд руб. меньше его ожиданий. Причина в падении «физических объемов», объясняет Минфин, но дальше ожидает «устойчивого превышения» нефтегазовых доходов над их базовым размером.
А пока Минфин затыкал дыру в бюджете в основном за счет займов. В январе он разместил ОФЗ на 239 млрд руб. (план на I квартал — 800 млрд, а на год — 4,1 трлн). Кроме того, пришлось продавать юани из ФНБ.
С бюджетом пока «все неплохо», считает управляющий директор НПБ Private Banking Егор Сусин, «хотя дефицит все же пока рисуется повыше плановых 1,6 трлн руб.». Главный повод для скептицизма экспертов — нефтегазовые доходы, которые рассчитаны исходя из средней цены на нефть $71,3 за баррель и курсе доллара 90,1 руб. Это выглядит оптимистично, пишет Сусин, допуская «отклонение в пределах 1-2 трлн руб. [от плана 11,5 трлн]», которое «проблем точно не создаст».
Выручат ненефтегазовые доходы, полагают аналитики Альфа-банка: они вырастут за счет «инфляционного налога» и улучшения собираемости, поскольку валютный контроль повысил прозрачность экспортных потоков. И все же запланированный в этом году рост доходов на 20% выглядит сомнительно, считают аналитики MMI. Они ждут, что дефицит останется на уровне двух последних лет — чуть более 3 трлн руб.