ЛОНДОН, 13 мар (Рейтер) -
Расхождение в оценках спроса на нефть ОПЕК и Международного энергетического агентства сейчас находится на максимуме 16 лет, показало исследование Рейтер.
Разрыв между ожиданиями МЭА и ОПЕК означает, что эти две организации подают трейдерам и инвесторам неодинаковые сигналы о ситуации на рынке нефти в 2024 году и - в более долгосрочной перспективе - о скорости перехода мира на более чистые виды топлива.
МЭА в феврале прогнозировало рост спроса на 1,22 миллиона баррелей в сутки в 2024 году, тогда как ОПЕК ожидала подъема на 2,25 миллиона баррелей в сутки и в марте подтвердила эту оценку. Разница составляет около 1% мирового спроса.
«У МЭА есть очень твердая уверенность в том, что энергетический переход будет происходить гораздо быстрее», - сказал Нил Аткинсон, бывший глава подразделения нефтяных рынков МЭА.
«Оба агентства замкнулись в своих позициях, поэтому у них такая огромная пропасть в прогнозах спроса».
Чтобы определить различия в контексте, Рейтер проанализировал изменения, которые два агентства вносило в свои прогнозы спроса на нефть с 2008 по 2023 год и за первые два месяца 2024 года.
Этот период был выбран для того, чтобы получить достаточно длинный временной ряд, позволяющий сделать выводы, а также потому, что он включает в себя периоды экстремальной волатильности в спросе на нефть, начиная с финансового кризиса 2008 года и заканчивая пандемией 2020 года и последующим восстановлением.
Фьючерсы на нефть в июле 2008 года достигли рекордного максимума в почти $150 за баррель, а сейчас торгуются приблизительно возле отметки $80.
Анализ ежемесячных отчетов МЭА и ОПЕК за 16 лет показал, что февральское расхождение в 1,03 миллиона баррелей в сутки стало крупнейшим в баррелях за этот период.
МЭА, отвечая на вопрос о разрыве между прогнозами двух агентств на 2024 год и о том, считает ли оно свои оценки более точными, чем ожидания ОПЕК, отметило, что замедление спроса в этом году равносильно возвращению к тенденциям роста, наблюдавшимся до пандемии, и это замедление уже заметно в данных о поставках нефти.
«Мы ожидаем, что эта тенденция сохранится и в этом году, поскольку показатели мобильности указывают на стабилизацию дорожного и воздушного трафика», - сообщило агентство, добавив, что не может комментировать прогнозы других организаций.
ОПЕК, отвечая на аналогичный вопрос, отметила, что ее прогноз роста спроса в 2023 году на 2,5 миллиона баррелей в сутки был лишь немного ниже первоначального, данного в июле 2022 года.
«Мы были очень стабильны в нашем прогнозе спроса на нефть на 2023 год. Многие другие начали с низких оценок, а затем постоянно пересматривали свои ожидания на 2023 год вверх», - сообщил венский секретариат ОПЕК, не комментируя вопрос о 2024 годе.
ЗЕЛЕНЫЙ СДВИГ МЭА
Обе организации также расходятся во взглядах на среднесрочную перспективу. МЭА ожидает, что спрос на нефть достигнет пика к 2030 году на фоне перехода на более чистые виды топлива. ОПЕК не разделяет эту точку зрения.
ОПЕК в понедельник повторила, что ее прогноз до 2045 года не отражает ожиданий достижения пика в этот период - альянс ссылается на ожидающийся рост со стороны рынков, не входящих в число промышленно развитых членов Организации экономического сотрудничества и развития, а также частичный откат первоначальных планов снижения выбросов углекислого газа до нуля.
МЭА сместило акцент с безопасности поставок нефти и газа на поддержку возобновляемых источников энергии и климатическую повестку. Для некоторых членов ОПЕК это ставит под сомнение его роль как беспристрастного органа.
«Они превратились из прогнозистов и аналитиков рынка в тех, кто занимается политической агитацией», - сказал в сентябре 2023 года министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бин Салман.
Члены МЭА - в основном крупные потребители энергоресурсов, и правительства многих из них решили активизировать развитие возобновляемой энергетики, чтобы ускорить переход к низкоуглеродной экономике.
По словам аналитиков, они надеются, что их энергетический регулятор покажет им, как этого достичь. Члены ОПЕК, напротив, могут столкнуться с потенциально катастрофическими экономическими последствиями быстрого отказа от нефти.
Анализ показал, что прогнозы двух организаций примерно совпадают по точности, поэтому трудно сказать, кто из них окажется прав, основываясь на предыдущем опыте.
Рейтер также собрал оценки 26 аналитиков из банков и исследовательских компаний относительно роста спроса в 2024 году. Среднее значение их оценок составляет 1,3 миллиона баррелей в сутки, что ближе к прогнозу МЭА.
На вопрос о том, достигнет ли спрос пика к 2030 году, 12 из 20 аналитиков ответили отрицательно. То есть ожидается, что в этом вопросе скорее окажется права ОПЕК.
ПЕРЕСМОТР ВВЕРХ
Как и все экономические прогнозы, оценки спроса на нефть тоже могут быть пересмотрены и подвержены влиянию многих факторов, включая события, которые невозможно предвидеть.
Данные о физическом расходе нефти появляются с задержкой, что еще больше усугубляет проблему.
По данным МЭА, в 2024 году рост спроса сократится вдвое, в том числе из-за бума электромобилей, хотя по состоянию на январь агентство уже три месяца подряд пересматривало прогноз вверх.
Амрита Сен из Energy Aspects и Нил Аткинсон отметили, что МЭА склонно пересматривать свои прогнозы в сторону увеличения.
Анализ Рейтер показал, что в 2008-2023 годах в 56% случаев МЭА недооценивало общий спрос в своем первоначальном прогнозе по сравнению с 50% у ОПЕК - что является не такой уж большой разницей.
Аткинсон отметил, что, хотя оба агентства точно прогнозировали развитие событий в вопросе спроса, он, как и Сен из Energy Aspects, считает, что ОПЕК, скорее всего, окажется права в вопросе достижения пика спроса в этом десятилетии.
«В разные периоды времени и МЭА, и ОПЕК вполне верно оценивали ситуацию, - сказал он. - Я думаю, что МЭА преждевременно прогнозирует пик спроса к 2030 году в связи с ростом на развивающихся рынках».
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Алекс Лоулер в Лондоне, Нериюс Адомайтис в Осло, Свати Верма в Бангалоре при участии Натали Гровер и Пола Карстена)