МОСКВА, 3 апр (Рейтер) - Владелец экспортера зерна Доставка морем получил долю в зерновом терминальном комплексе Тамань (ЗТКТ), пишет газета Коммерсантъ, ссылаясь на отчетность ЗТКТ и на источник на рынке. Илья Косых - собственник экспортера зерна Доставка морем стал косвенным владельцем более 25% ЗТКТ, мощностью перевалки до 5,5 миллиона тонн в год оценочной стоимостью 3,7 миллиарда рублей. По словам источника газеты, вероятно, речь идет о доле международного трейдера Viterra, который наряду с Cargill и Louis Dreyfus объявил о прекращении экспорта зерна из России с июля 2023 года.
С октября 2023 года Илья Косых и гендиректор ООО Доставка морем Наталья Тугалева также вошли в совет директоров ЗТКТ, следует из отчетности зернового комплекса. Одновременно из совета вышел Дмитрий Кондаков, бывший топ-менеджер Viterra в России. Принадлежащее Кондакову и его партнерам ООО Управление агробизнесом ранее выкупило у Viterra операционный бизнес МЗК Экспорт и терминал в Ростове-на-Дону мощностью до 1,5 миллиона тонн в год.
Тугалева подтвердила Коммерсанту, что Доставка морем приобрела долю в ЗТКТ на рыночных условиях. По ее словам, для компании это возможность усилить позицию на рынке? и сделка позволит оптимизировать процессы в области инфраструктуры, логистики и экспорта зерна.
Доставка морем за первую половину сезона - с июля по декабрь 2023 года - экспортировала около 340.000 тонн зерна.
Еще 50% ЗТКТ принадлежит Деметра-Холдингу, владеющему также Новороссийским зерновым терминалом (НЗТ), долей в Новороссийском комбинате хлебопродуктов (НКХП).
По словам двух источников газеты в отрасли, Илья Косых в сделке в ЗТКТ может также выступать в интересах Деметра-Холдинга. Последнему, по их словам, выкуп доли Viterra мог быть затруднен в том числе из-за санкций США в отношении ВТБ , который ранее владел 45% актива.
В Деметра-Холдинге сообщили Коммерсанту, что не продавали долю в ЗТКТ. (Ольга Попова. Редактор Марина Боброва)