МОСКВА, 2 сен (Рейтер) — Ставки фрахта для танкеров, перевозящих российскую нефть на ключевых маршрутах из портов Балтийского и Черного морей в Индию, упали до минимума с момента введения странами Запада ценового потолка, что положительно сказалось на экономике нефтеэкспорта РФ, сообщили источники в отрасли.
Страны Большой семёрки (G7) ввели ценовой потолок в декабре 2022 года, чтобы ограничить прибыль Москвы от торговли нефтью. Согласно механизму, западные компании могут предоставлять услуги по перевозке нефти и нефтепродуктов РФ при условии соблюдения правила «ценового потолка», для этого они предоставляют письменные гарантии, что груз продан дешевле $60 за баррель.
Стоимость перевозки российской нефти из балтийских портов в Индию упала до $4,25-$4,50 миллиона в одну сторону для сентябрьских грузов с $4,7-$4,9 миллиона в июле–августе, а из Новороссийска (для партий объемом около 140.000 тонн) — до $3,8 миллиона с $4,3-$4,5 миллиона в июле–августе, сообщили источники.
Таким образом, ставки фрахта на перевозки российской нефти в Индию снизились на 9-13% в сентябре к летним уровням, которые уже были минимальными с 2022 года, показал расчёт Рейтер.
«Стоимость перевозок сейчас почти такая, какой она была при нормальном рынке (до западных санкций), но работать, конечно, труднее», — сказал источник, вовлеченный в перевозки нефти РФ, отмечая сложности с оформлением и необходимость многочисленных согласований.
Ставки фрахта танкеров для транспортировки российской нефти снижаются с общим ослаблением цен на рынке тоннажа из-за старта осенних профилактических ремонтных работ на НПЗ по всему миру.
Так, согласно данным консалтинговой компании IIR Energy, европейские переработчики выведут из эксплуатации для ремонтов в сентябре дополнительно 900.000 баррелей в сутки перерабатывающих мощностей, что снизит спрос на перевозки нефти.
Падение ставок фрахта на рынке нефти РФ также связано с наличием флота, способного перевозить российские баррели, в том числе так называемого «теневого» при одновременном присутствии некоторых западных компаний.
Западные перевозчики на рынке нефти РФ в основном представлены компаниями, имеющими регистрацию в Греции, тогда как судовые компании, управляющие танкерами «теневого флота», в основном базируются в Дубае, Китае и странах Африки.
Один из источников предположил, что греческие судовладельцы могли усилить присутствие на рынке нефти РФ на фоне общего падения рентабельности бизнеса, при этом ожидаемый рост морского экспорта из РФ в сентябре не привел к повышению ставок фрахта.
Падение ставок фрахта происходит на фоне укрепления цен на сорт в Индии. Так, текущие расчетные цены на Urals на базисе FOB в портах Приморск <URL-PRMSK>, Усть-Луга и Новороссийск <URL-NVRSK> почти на $10 за баррель выше ценового потолка.
Согласно данным Рейтер, оценки Urals на базисе FOB практически постоянно находятся выше $60 за баррель с начала 2024 года.
Тем не менее фактическая стоимость партии зависит от индивидуальных особенностей контракта, включая детали ценообразования, транспортной составляющей и дополнительных сборов. Как правило, цена партии основывается на значении средней котировки эталона Brent, например, за месяц отгрузки.