Хочу рассказать вам о дне, который уже прошел, и о дне, который никогда не должен наступить.
В ночь на 4 марта 2022 года я получил одно из самых ужасающих сообщений с момента начала полномасштабного российского вторжения в нашу страну. В сообщении говорилось о том, что российские танки ведут огонь прямо по зданиям нашей украинской атомной электростанции, Запорожской атомной электростанции. Самой большой в Европе, шесть ядерных реакторов. Российская армия штурмовала этот объект так же жестоко, как и любой другой во время этой войны, не задумываясь о последствиях, возможно катастрофических. Это был один из самых ужасающих моментов войны, когда никто не мог знать, чем закончатся российские удары по ядерному объекту, они всем на Украине напомнили, что значит Чернобыль.
Сейчас Запорожская атомная электростанция по-прежнему занята российскими войсками, к сожалению. И это создает угрозу ядерного инцидента. Запорожская АЭС — главный источник радиационной опасности в Европе, а возможно, и во всем мире.
Поэтому в Формуле мира, которую я представил, первый пункт посвящен ядерной безопасности. В Украине мы точно знаем, с чем мы имеем дело. И я хочу поблагодарить вас, членов Генеральной ассамблеи, за принятие в июле этого года резолюции о безопасности ядерных объектов на территории Украины. Большинство в мире понимает, что поставлено на карту. Генеральная ассамблея потребовала, чтобы Россия вернула контроль над Запорожской атомной электростанцией Украине. Только тогда настоящая ядерная безопасность вернется в Европу и в мир.
А теперь о дне, который никогда не должен наступить. Поскольку Россия не сможет победить сопротивление нашего народа на поле боя, Путин ищет другие способы сломить украинский дух. Один из его методов — нападение на нашу энергетическую инфраструктуру. Преднамеренные российские атаки на наши электростанции и всю энергосистему.
Россия уничтожила все наши тепловые электростанции и большую часть наших гидроэлектростанций.
Так Путин готовится к зиме, он надеется сделать мучительным существование миллионов украинцев. Обычных семей, женщин, детей, обычных городов, обычных поселков. Путин хочет оставить их в темноте и в холоде ближайшей зимой, хочет заставить Украину страдать — и сдаться!
Только представьте себе вашу страну, если 80% энергетической системы в ней не работает, разрушено. Что это за жизнь? Недавно я получил еще один тревожный доклад разведки. Похоже, Путин теперь планирует нападение на наши атомные электростанции и их инфраструктуру с целью отключить станции от энергосистемы. С помощью спутников других стран Россия получает изображение и подробную информацию об инфраструктуре наших атомных электростанций.
Но чем это на самом деле грозит? Любой удар ракеты или дрона, любой критический инцидент в энергетической системе может привести к ядерной катастрофе.
Такой день не должен наступить никогда. И Москва должна это понять.
Отчасти это зависит от вашей решимости оказать давление на агрессора. Это же атомные электростанции! Они должны быть в безопасности.
Дамы и господа, два года назад, осенью 2022 года, я предложил всеобъемлющую стратегию по прекращению войны и по обеспечению безопасности. Я представил Формулу мира политическим лидерам на саммите Группы 20 в Индонезии, на саммите, представлявшем миллиарды людей из всех уголков мира. И для нас очень важно, чтобы все эти люди могли понять нас, понять, что Украина хочет закончить эту войну больше, чем кто-либо еще. Война всегда угроза для множества людей. Вы все видите в СМИ и читаете в репортажах, что происходит в Украине из-за войны, развязанной Россией.
Многие в мире могут представить себе, что нечто подобное может с ними произойти. И да, дым от пожаров в разрушенных войной городах Украины может достигать и других стран. А если, не дай Бог, Россия устроит ядерную катастрофу на одной из наших атомных электростанций, то радиация не будет соблюдать государственные границы, и, к сожалению, самые разные страны ощутят на себе ее разрушительные последствия. Их это беспокоит.
Но самое глубокое понимание войны всегда можно найти в доме, который она разрушает. Именно украинский народ несет в себе всю боль этой войны. Именно украинские дети учатся различать звуки различных видов артиллерии и беспилотников – из-за войны, развязанной Россией. Наш народ насильно разделен оккупацией, потому что Путин решил, будто может творить все, что захочет. Наши героические солдаты отдают свои жизни, чтобы защитить нашу страну от захватчиков, пытающихся украсть нашу землю.
Поэтому мы имеем полное право утверждать, что не может быть справедливого мира без Украины. И я благодарю каждого лидера, каждую страну, которая поддерживает нас в этом, которая понимает нас. Которая видит, как Россия, страна, более чем в 20 раз превышающая Украину по территории, все еще хочет больше земли. Больше земли! Это безумие. И она захватывает нашу землю день за днем. Она желает уничтожить соседа. И Россия нашла себе особенных приятелей: Северную Корею и Иран.
Показательный выбор, друзья. Теперь каждый сосед России в Европе и Центральной Азии чувствует, что война может прийти и к ним. Только подумайте, какие потери это будет означать для всего мира.
Примерно сотня стран и международных организаций поддержали Формулу мира. Действительно глобальное сообщество: Африка, Азия, Европа, Латинская Америка, Северная Америка, Тихоокеанский регион — все объединены Формулой мира. И я рад, что и на первом Саммите мира, как и на Генеральной ассамблее ООН, все были равными, все страны, которые приняли участие в Саммите мира, как большие, так и малые. Все – и те, кто не имел права вето, и те, кто был независим на протяжении многих веков и те, кто обрел независимость совсем недавно, те, кто сами прошли через войну, и те, кто привык к миру. Все были равны.
Вот что Россия ненавидит больше всего, потому что не может контролировать. Вот почему Россия говорит, что Формула мира ей не подходит.
Здесь, в ООН, я уже встречался с лидерами Индии, Гватемалы, Японии, Италии, Турции, Финляндии, Канады, Парагвая, Словении, Германии и другими. И мои встречи будут продолжаться. Это абсолютно разные части света и разные политические уклады, но их объединяет одно – понимание. Мир необходим, и это должен быть настоящий, справедливый мир.
К сожалению, в ООН сейчас невозможно по-настоящему и справедливо решать вопросы войны и мира, поскольку слишком многое зависит от Совета безопасности, от права вето. Когда агрессор пользуется правом вето, ООН бессильна остановить войну. Но Формула мира может это сделать. Ещё раз: в ней нет права вето. Поэтому формула – наилучшая возможность для мира. Все равны, и она эффективна и всеохватна. Когда некоторые предлагают альтернативы, неполные планы урегулирования, так называемые наборы принципов, – это не только противоречит интересам украинцев и не учитывает их страдания; это не только игнорирует реальность, но и даёт Путину политическое пространство для продолжения войны и давления на мир – с целью поставить больше стран под свой контроль.
Любые параллельные или альтернативные попытки поиска мира — это, по сути, попытки добиться затишья, остановки военных действий, но не прекращения войны. Существует глобальная инициатива Форума мира, и она существует уже два года. Возможно, кто-то просто хочет получить Нобелевскую премию, украсить ею свою политическую биографию, добившись заморозки войны, перемирия – но не реального мира. Но единственная премия, которую вам вручит Путин, — это новые страдания украинцев и катастрофы, возможно, мировые.
Мы должны восстановить ядерную безопасность, атомная энергия должна перестать использоваться в качестве оружия, мы должны обеспечить продовольственную безопасность, нужно вернуть домой всех наших пленных солдат и гражданских лиц, возможно, насильственно депортированных в Россию.
Мы должны соблюдать устав ООН и гарантировать наше право, право Украины на территориальную целостность и суверенитет, такое же право, какое есть у любой другой страны.
Мы должны вывести российские оккупационные войска и положить конец военным действиям в Украине.
Мы должны призвать тех, кто виновен в военных преступлениях, к ответу.
Мы должны предотвратить экоцид и остановить разрушение природы, вызванное войной.
Мы не должны допустить второй или третьей фазы российского вторжения.
Мы должны четко заявить: война окончена. Это и есть Формула мира.
Какая часть перечисленного может быть неприемлема для тех, кто соблюдает устав ООН? Если кто-то в мире ищет альтернативы любому из этих пунктов или пытается игнорировать любой из них, это скорее всего означает, что они сами хотят сделать часть тех преступных действий, что делает Путин.
Пункт, который такие страны игнорирует, раскрывает желание, которые они скрывают. И когда Китай и Бразилия пытаются создать хор голосов, включая в него кого-то из Европы, кого-то из Африки, когда они вместе или порознь говорят что-то альтернативное полному и справедливому миру, возникает вопрос, в чем их истинный интерес?
Все должны понять: невозможно укрепить власть и авторитет за счет Украины. Мир уже прошёл через колониальные войны и заговоры великих держав против тех, кто меньше. И все страны, в том числе Китай и Бразилия, европейские государства и африканские страны, страны Ближнего Востока, – все понимают, почему подобные заговоры должны остаться в прошлом.
А украинцы никогда не поймут, почему можно считать, будто жестокое колониальное прошлое, которое сегодня никого не устраивает, может быть навязано Украине сейчас вместо нормальной мирной жизни. Я хочу мира для своего народа, настоящего, справедливого мира. И я прошу вас о поддержке от всех стран мира.
Мы не делим мир. Я прошу вас о том же. Не разделяйте мир, будьте действительно Объединенными Нациями, и это принесёт нам мир.
Спасибо!