Ольга Попова, Глеб Столяров
МОСКВА, 26 сен (Рейтер) - Россия, крупнейший мировой экспортер пшеницы, значительно нарастила экспортные отгрузки зерна с терминалов Балтийского моря во время рекордного сезона и с вводом новых перспективных мощностей, диверсифицируя поставки и разрабатывая новые направления экспорта.
По данным статистики, перевалка зерна через Балтику выросла в завершившемся сезоне почти до 1,5 миллионов тонн, или почти в три раза по сравнению с чуть более чем 550.000 тонн в сезоне 2022/23 годов.
«Порт Высоцк и Усть-Луга (Lugaport) вместе, когда они начнут работать на полную мощность, их возможность оценивается примерно до 15 миллионов тонн, то есть это очень большой объем», - считает глава ИКАР Дмитрий Рылько.
Сезон рекордного зернового экспорта подтвердил перспективность проектов, запланированных и начатых еще несколько лет назад. Начавшая отгружать весомые объемы собственная инфраструктура позволяет меньше зависеть от портов соседних балтийских стран, хотя транзит через эти порты пока превалировал.
FACTBOX-Экспортные морские зерновые терминалы РФ
По оценке главы Минсельхоза РФ Оксаны Лут, Россия экспортировала в сезоне 2023/24 годов не менее 72 миллионов тонн зерна.
Из них морем на экспорт ушло 62,4 миллиона тонн зерна, что на 23,4% больше, чем в сезоне 2022/23 годов, показывают подсчеты Рейтер, основанные на статистике перевалки в портах РФ.
«Прошлый год с рекордным урожаем показал, что с существующей динамикой экспорта нам мощностей не хватает. На примере Новороссийского порта могу сказать, что все три терминала там находящиеся отработали на пределе своих мощностей», - сказала в мае на конференции экспортеров замглавы ОЗК Ксения Боломатова.
По данным ОЗК, в завершившемся в июне сезоне Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП), второй крупнейший глубоководный терминал в Азово-черноморском бассейне, нарастил почти на треть перевалку зерновых до рекордных 8,3 миллиона тонн.
Принадлежащий Деметра-холдингу Новороссийский Зерновой Терминал (НЗТ) увеличил перевалку зерна на 22% до также рекордных для него 7,1 миллиона тонн.
Прирост отгрузок произошел по всем четырем основным направлениям: как в крупнейшем Азово-черноморском бассейне, так и в Каспийском, Балтийском и Дальневосточном. При этом ввод новых мощностей на Балтике в условиях двух предыдущих рекордных урожаев и роста отгрузок вывел это направление в лидеры по темпам роста.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ
Первая отгрузка с зернового терминала порта Высоцкий прошла в апреле 2023 года, из Усть-Луги - в середине июня текущего года была отправлена партия пшеницы на Кубу. В периметр балтийского экспорта с территории РФ также входят отгрузки из Большого порта Санкт-Петербург и терминалов Калининграда.
«Перспективы экспортной перевалки зерна из портов Балтики связаны с преимуществами этого маршрута прежде всего по части морской логистики. Отправка зерна из Балтийского моря выигрывает по сравнению с отгрузками из Азово-черноморского бассейна при торговле со странами Африки вне Средиземноморья, а также как порт отправки в Азию», - сказала вице-президент, руководитель аналитического департамента Газпромбанка Дарья Снитко.
Это направление интересно и для отгрузок в Латинскую Америку, а в дальнейшем возможно расширение поставок в Китай, отметил Рылько.
Согласно данным Русагротранса, с начала работы терминала порта Высоцкий до завершения маркетингового сезона 2023/24 годов по железной дороге в него был поставлен почти 1 миллион тонн зерна и зернобобовых. Самые существенные объемы были отправлены в страны Магриба - Марокко, Тунис и Алжир и в Мали - в совокупности почти 500.000 тонн, а также в Бразилию и на Кубу - более 170.000 тонн, в Италию и Испанию - почти 220.000 тонн, в Иорданию - 60.000 тонн.
Кроме того, транзитные перевозки из Казахстана зерна, чечевицы и льна через терминал составили почти 270.000 тонн, в том числе 240.000 тонн пшеницы.
В новом сезоне порт Высоцкий отправил пшеницу также в Мексику и в Нигерию.
С 1 июля в ЕС вступили в действие фактически запретительные пошлины на импорт российского зерна, масличных и продуктов их переработки, которые могут лишить новые порты ближайших маршрутов доставки.
«Глубоководные порты на Балтике и диверсификация отгрузок – очень важная часть плана по развитию рынка российского АПК. Постоянные угрозы ограничить доступ к прибалтийским портам настойчиво подталкивает нас к развитию собственной портовой инфраструктуры в Ленинградской области», - сказал глава Russian Pulses Analytics Сергей Плужников.
Всего через порты Балтийского моря в сезоне 2023/2024 годов экспортировано 3,74 миллиона тонн зерна, в том числе через российские - 1,25 миллиона тонн (Калининград и Высоцк), следует из данных Русагротранса.
Кроме экспорта зерна, по данным Русагротранса, через российские балтийские порты в прошедшем сезоне прошли поставки порядка 50.000 тонн зерна гороха в Индию, 37.500 тонн шрота и 9.500 тонн жома отправлено в Китай.
«Развитие балтийской торговли зерновыми и зернобобовыми позволит снизить нагрузку на порты юга и загрузку железнодорожной инфраструктуры в курортный сезон», - отметил Плужников.
По открытым данным International Trade Center (ITC), с 2018 по 2022 год средний экспорт зернобобовых из стран Балтии составлял 0,5-0,7 миллиона тонн, при этом большая часть объема была российского происхождения, сказал он.
«Это немало для рынка нишевых культур», - отметил Плужников.
По оценкам Агроэкспорта, Россия в сезоне 2023/24 годов экспортировала 4 миллиона тонн зернобобовых культур. По данным ФГИС Аргус-Фито, за сезон 2023/24 только экспортные отгрузки гороха выросли вдвое до 3,37 миллиона тонн.
ВИРТУАЛЬНАЯ ОСЬ
Балтийские терминалы далеко не так удобно расположены по отношению к основным зерновым районам страны, однако уже на сегодня сложилась некая виртуальная ось поставок, отмечают эксперты.
«Для ряда географических точек России стало выгодно доставлять через Балтику: Центральный регион, северная часть Черноземья, Поволжье, Казахстан, Западная Сибирь», - сказал Рылько.
По мнению эксперта ИКАР Евгения Иванова, открытие новых терминалов может «вдохнуть жизнь во множество аграрных регионов к северо-западу от линии Белгород - Ульяновск (это линия примерно равного железнодорожного тарифа до Новороссийска и Усть-Луги), помимо обслуживания грузов для Казахстана и стран Центральной Азии.
Поставки через иностранные порты - стран Балтии - интересны экспортерам благодаря низким ставкам перевалки и фрахта, говорят эксперты. Поэтому на данный момент транзит через эти порты остается весьма объемным.
Именно отсутствие собственных зерновых терминалов на Балтике, наряду с нехваткой портовых мощностей в целом, стали причинами закладки новых портов несколько лет назад, говорят эксперты.
»Терминалы в Балтийском море будут принимать суда большей грузоподъемности, что удешевляет фрахт в целом. Переток части зернового грузопотока на северо-западное направление разгрузит инфраструктуру юга, а при росте экспорта зерновых грузов из России, который прогнозируется в среднесрочной перспективе, создание новой инфраструктуры вывоза - несомненный плюс для всей отрасли«, - говорит Снитко.
Перед аграрной отраслью РФ, согласно национальной программе, поставлена задача существенного наращивания экспорта к 2030 году, в том числе зерна и зернобобовых - до 81 миллиона тонн.
Рост отгрузок из порта Высоцкий продемонстрировал потенциал российских терминалов на Балтийском море, считает один из экспортеров.
»С момента открытия в апреле 2023 года перевалка через него составила более 1 миллиона тонн при одновременном росте объемов через порты стран Балтии (в основном Латвии). Есть перспективы и у шрота и жома, несмотря на введение повышенных пошлин на экспорт в ЕС. Эти грузы находят спрос в Китае и Северной Африке, и при этом мощностей на Черном море в глубоководных портах для их перевалки нет«.
Однако, как отмечают аналитики, в начавшемся сезоне 2024/25 годов российский зерновой экспорт, как и урожай, могут оказаться значительно »компактнее«, чем в прошлом сезоне. Минсельхоз оценил экспорт зерна в сезоне предварительно в порядка 60 миллионов тонн. Аналитики уже снижают прогнозы, отмечая проблемы с урожаем в стране из-за сложной погоды. В частности, ИКАР оценивает потенциал экспорта зерна в 53 миллиона тонн.
»Страна протестировала год высокого урожая, отгрузили рекордный объем зерна и некоторые недели, месяцы и дни порты АЧБ работали на полную мощность, но далеко не в течение всего сезона«, - сказал Рылько.
СовЭкон пока сохраняет прогноз экспорта зерна в сезоне 2024/25 годов в 56,5 миллионов тонн, включая 48,1 миллиона тонн пшеницы. »Инерционный рост мощностей продолжится, хотя в этом сезоне мы видим серьезное падение экспорта, как и в дальнейшем сезоне мы тоже можем ожидать снижения экспорта, что значит, что стоимость перевозок будет падать, а порты - меньше зарабатывать«, - считает глава агентства Андрей Сизов.
»Я не думаю, что Балтика будет проседать", - сказал глава Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский, отметив, что в будущем для реализации потенциала все же потребуется и рост объемов экспорта.
По мнению Плужникова, субсидирование железнодорожных перевозок могло бы активизировать экспорт из Поволжья и Сибири. (Ольга Попова, Глеб Столяров. Редактор Дмитрий Антонов)