МОСКВА, 15 мая (Рейтер) - Доходы федерального бюджета РФ от нефти и газа, дающие около четверти поступлений в государственную казну, в мае 2025 года могут составить 0,52 триллиона рублей - наименьший показатель с июля 2023 года, на 0,27 триллиона рублей (-34%) ниже результата мая 2024 года, показал расчет Рейтер. Сборы нефтегазовых налогов в мае, как ожидается, снизятся на 565 миллиардов рублей (-52%) по сравнению с апрельским результатом, содержавшим нефтяной налог на дополнительный доход (НДД) за первый квартал 2025 года в размере 0,49 триллиона рублей. Майские нефтегазовые налоговые поступления по сравнению с апрельской суммой без НДД понизятся на 79 миллиардов (-13%). Уменьшение сборов в мае относительно указанных прошлых периодов вызвано падением налоговой цены российской нефти в апреле ($54,76 за баррель) и одновременным укреплением российского рубля к доллару США (83,32 рубля за 1 доллар), в результате чего рублёвая цена российской нефти, определяющая ставки нефтяных налогов, в апреле понизилась до 4.562 рублей за баррель против 5.079 рублей в марте и 6.965 рублей в апреле 2024 года. Всего за январь-май, с учетом прогнозируемых майских сборов, нефтегазовые доходы бюджета ожидаются в размере 4,25 триллиона рублей, что на 0,70 триллиона (-14%) ниже итогов января-мая 2024 года (4,95 триллиона рублей). Фактические данные о майских нефтегазовых доходах бюджета Минфин опубликует 4 июня 2025 года. Суммы по апрельским нефтегазовым налогам должны быть уплачены в составе единого налогового платежа (ЕНП) не позднее 28 мая. Правительство одобрило поправки в бюджет-2025 на основе нового макропрогноза Минэкономразвития, который, в частности, предусматривает значительное снижение сборов по налогам на нефть и газ. Комитет Думы по бюджету и налогам рассмотрел законопроект с поправками 12 мая. На основе нового макропрогноза Минэкономразвития Минфин снизил оценку нефтегазовых доходов на 2,6 триллиона рублей до 8,32 триллиона рублей (3,7% ВВП) с 10,94 триллиона (5,1% ВВП), на которые опирался закон о Федеральном бюджете на 2025 год. Таким образом, средний объем нефтегазовых доходов за месяц продолжительностью 30 дней теперь ожидается в объеме 0,684 триллиона рублей вместо 0,899 триллиона в действующем законе о бюджете. Ниже приводятся сведения о фактических нефтегазовых доходах федерального бюджета РФ за период январь-апрель 2025 года (по данным Минфина), а также предварительная оценка Рейтер налоговых поступлений в мае 2025 года (в миллиардах рублей): Период Изменение к предыдущему периоду Показатели янв 25г фев 25г мар 25г апр 25г МАЙ 25г - ∑ янв-май май май янв-май ПРОГНОЗ * 25г май-апр май/апр 25/24 25/24 % янв-май 25/24 % 25г +/- 25г % +/- 25/24 +/- Нефтегазовые доходы, всего 789,1 771,3 1.081,3 1085,6 520,4 4.247,7 -52,1 -34,4 -14,2 -565,2 -273,3 -703,3 Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 1.049,1 1.029,7 776,5 769,1 661,0 4.285,4 -108,1 -14,1 -456,2 -40,8 -996,5 -18,9 Нефть 840,4 868,2 646,4 633,6 548,0 3.536,6 -85,6 -13,5 -389,0 -41,5 -821,8 -18,9 Газ 143,8 92,7 77,4 82,9 68,0 464,8 -14,9 -18,0 -48,5 -41,6 -173,8 -27,2 Газовый конденсат 64,9 68,8 52,7 52,6 45,0 284,0 -7,6 -14,4 -18,6 -29,2 -0,8 -0,3 Экспортная пошлина 73,2 69,1 47,3 17,7 15,0 222,3 -2,7 -15,3 -28,6 -65,6 30,3 15,8 Нефть 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 3,3 -100,0 Газ 72,6 68,5 47,1 17,9 15,0 221,1 -2,9 -16,2 -29,6 -66,4 18,9 9,3 Нефтепродукты 0,6 0,6 0,2 -0,2 0,0 1,2 0,2 -100,0 1,0 -100,0 8,0 -117,6 Налог на дополнительный доход (НДД) -1,7 0,5 487,1 489,2 0,0 975,1 -489,2 -100,0 -2,4 -100,0 -66,8 -6,4 Акциз на нефтяное сырье** (без Кдемп и Кинв) -156,5 -162,9 -114,6 -113,7 -98,8 -646,5 14,9 -13,1 49,1 -33,2 10,2 -1,6 Кдемп *** -156,4 -148,3 -100,3 -62,7 -44,5 -512,2 18,2 -29,0 157,2 -77,9 315,6 -38,1 Кинв **** -20,0 -18,2 -15,9 -15,3 -13,5 -82,9 1,8 -11,8 8,2 -37,8 4,6 -5,3 Кврк 1,3 1,3 1,2 1,3 1,2 6,3 -0,1 -7,7 -0,6 -33,3 -0,9 -12,5 * - оценка Рейтер ** - Акциз на нефтяное сырьё - госсубсидия (обратный акциз), предназначенная для восполнения нефтепереработчикам таможенной субсидии, исчезнувшей в рамках налогового маневра; *** - Кдемп - госсубсидии российским нефтепереработчикам в рамках действующего на внутреннем рынке РФ демпфирующего механизма стабилизации оптовых цен (компенсация из бюджета нефтепереработчикам РФ отклонения цены экспортной альтернативы для автобензина и дизтоплива от условной цены внутреннего рынка, установленной в Налоговом кодексе. Указанные суммы рассчитаны за поставки топлива в предшествующем месяце); **** - Кинв - инвестиционная надбавка к обратному акцизу на нефтяное сырьё, предназначенная для частичной компенсации затрат на модернизацию мощностей по переработке и добыче нефти.