Страны «большой семерки» ищут способы усилить экономическое давление на Россию, и ограничение ее нефтяных доходов остается самым главным и потенциально мощным инструментом. Но США не спешат его применять: Дональд Трамп ранее заявил, что не хочет применять санкции, чтобы не подорвать шансы на достижение мирной договоренности между Россией и Украиной.
На встрече министров финансов G7, состоявшейся на прошлой неделе, председательствующая Канада предложила включить в совместное заявление четкую формулировку об ужесточении ценового ограничения на продажу российской нефти. Ее поддержали представители Евросоюза и членов «семерки» – Франции, Германии, Италии и Великобритании, но в коммюнике такая формулировка все же не была включена по просьбе министра финансов США Скотта Бессента. Об этом Financial Times рассказали три чиновника, осведомленных о ходе встречи.
Страны ЕС думают о снижении ценового потолка с $60 до $45 за баррель, сообщили газете люди, знакомые с первыми обсуждениями положений 18-го пакета санкций. По словам чиновников, страны, которые ранее не одобряли ужесточения ограничений, такие как Венгрия и Греция, все еще оценивают это предложение. Reuters ранее сообщал со ссылкой на чиновников ЕС, что блок предложит «семерке» ценовой потолок в $50 за баррель.
В коммюнике «семерки» была в итоге включена формулировка, обязывающая страны G7 «продолжить изучение всех возможных вариантов, включая варианты максимального давления, такие как дальнейшее усиление санкций» в случае отказа России от прекращения огня. «Мы готовы оказать большее давление на Россию с европейской стороны и надеемся, что другие партнеры будут готовы последовать за нами», – заявила вчера представитель Еврокомиссии Анитта Хиппер.
В Министерстве финансов США отказались от комментариев. Но президент Трамп рассматривает возможность введения санкций на этой неделе из-за затягивания мирных переговоров и продолжающихся российских ударов по Украине, сообщили источники The Wall Street Journal. Трамп, однако, по их словам, может и передумать усиливать санкционное давление на Россию. Сам он после телефонного разговора с Владимиром Путиным сказал европейским лидерам, что не планирует новые санкции, так как хочет дать России и Украине возможность напрямую договориться о прекращении огня.
Цена российской нефти упала этой весной ниже нынешнего потолка в $60 за баррель вслед за снижанием котировок на мировом рынке. По данным Международного энергетического агентства, «средние цены на российскую сырую нефть в апреле составили $55,64 за баррель, и цены на все основные экспортные сорта были ниже потолка в $60». Это, в частности, позволило греческим судоходным компаниям вернуться к перевозкам российской нефти, так как ее продажи по цене ниже потолка позволяют им без ограничений пользоваться услугами западных страховых и финансовых компаний.
Если западные страны пойдут на радикальное снижение потолка, до $30 за баррель, это, по предварительным оценкам, это может временно снизить нефтегазовые доходы России на 40-50%, отмечает Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global. Вместе с тем, Россия уже адаптировалась к ряду предыдущих ограничений и активно выстраивает новые цепочки для экспорта своих товаров в направлении Азии, Африки и Ближнего Востока, пусть и с потерей маржинальности, добавляет он.