Угрозы применения ядерного оружия — как в адрес Украины, так и в адрес стран, оказывающих ей помощь, — стали главным сдерживающим фактором для Запада. Администрации США, как при Байдене, так и при Трампе, всеми силами стремятся избежать прямой конфронтации с Россией, опасаясь, что эскалация приведёт к обмену ядерными ударами.
Запад демонстрирует, насколько он боится ядерного оружия. И не делает никаких шагов, чтобы показать Путину: ядерная монополия России не принадлежит. Ни одна западная ядерная держава не дает ему понять, что в случае необходимости ответит симметрично — и этим поощряет ядерный шантаж Кремля. Парадокс: ядерное сдерживание, призванное предотвратить агрессию, работает в обратную сторону — оно сдерживает помощь жертве агрессии.
Такая логика привела к опасному асимметричному положению: Россия чувствует себя все более свободной в действиях, а Запад — все более скованным. Периодически звучат предложения «примирить» Путина уступками (вроде передачи части украинской территории или частичного снятия санкций), так что идея полного вывода российских войск из Украины даже перестала обсуждаться.
Израильский пример: сила в симметрии
Совсем иная картина наблюдается на Ближнем Востоке. Израиль, хотя официально не признаёт наличие у себя ядерного оружия, практикует политику «умышленной двусмысленности». У него имеются как сами ядерные боеприпасы, так и средства доставки — ракеты «Иерихон» и авиация. Ядерное оружие здесь — последний рубеж обороны в случае экзистенциальной угрозы со стороны коалиции враждебных государств.
Но в отличие от России, ядерное оружие в израильской стратегии не стало инструментом давления. Главный сдерживающий фактор Израиля — это не боеголовки, а Армия обороны Израиля, обладающая высоким уровнем боевой готовности, опытом реальных войн и стратегической гибкостью. Израиль — едва ли не единственное государство в мире, которое регулярно применяет силу против сопоставимых по военному потенциалу противников и не боится последствий.
Этот военный потенциал, парадоксально, способствует и дипломатическому продвижению: Израиль, несмотря на исторически сложные отношения с мусульманскими странами, смог добиться нормализации отношений с Египтом, Иорданией, ОАЭ, Бахрейном и Марокко. Еще в 2023 году велись переговоры с Саудовской Аравией — сорванные нападением «Хамаса». Но даже в условиях постоянной угрозы Израиль демонстрирует способность управлять рисками, не прибегая к ядерным угрозам.
Иран: ядерная программа как следствие двойных стандартов
Иран не имеет общих границ с Израилем, не ведет с ним территориальных споров, но занимает жестко антиизраильскую позицию. Причина — в попытке иранского духовенства позиционировать страну как авангард исламского мира. Шиитский Иран вызывает подозрение у суннитских арабских стран в «неортодоксальности» ислама, во многом опирающегося на доисламскую персидскую культуру и традиции, а персидская идентичность не дружит с арабским национализмом. Антиизраилизм здесь — не историческая обусловленность, а политический инструмент, призванный продемонстрировать, что Тегеран возглавляет борьбу мусульман против «сионистского» и «антиисламского» режима в Израиле.
Наличие или отсутствие ядерной программы Ирана — предмет постоянных дискуссий. Но косвенные данные говорят в пользу того, что Тегеран по крайней мере стремится приблизиться к созданию ядерного оружия. Это, конечно, нарушает Договор о нераспространении, но договор договором, а реальность в мире, где нормы международного права применяются избирательно, забывать не следует.
Пример Северной Кореи показал: обладание ядерным оружием гарантирует неприкосновенность. Ни США, ни кто-либо ещё не рискнул предпринять агрессивные шаги против Пхеньяна. В этой логике желание Ирана, у которого с 1979 года плохие отношения с США и Израилем (в свою очередь, регулярно угрожавшие Ирану военными мерами), создать ядерный арсенал становится довольно рациональной стратегией выживания.
Удары по Ирану: временное решение с долгосрочными последствиями
Израильская операция против ядерной инфраструктуры Ирана — при участии США или без него — может замедлить иранскую ядерную программу, но вряд ли способна ее полностью остановить. У Ирана есть технологическая база, промышленность и мотивация восстановить проект. Если атака будет разовой, это только укрепит решимость в будущем достичь ядерного статуса как гаранта безопасности. Если же удары будут повторяться — возникнет риск полномасштабной войны.
Но главный эффект будет не в Иране. Главная угроза — в том, что такие односторонние операции, не подкрепленные единым международным режимом, окончательно подорвут доверие к глобальной системе нераспространения. В мире только утвердятся в понимании: чтобы избежать участи Ирака, Ливии или Ирана, необходимо срочно обзавестись собственным ядерным оружием. Бросающаяся в глаза разница между подходом США к ядерным державам — России или КНДР — и неядерным, как Иран или Сербия, говорит сама за себя.
А чем больше ядерных государств, тем выше вероятность, что кто-то еще соблазнится примером Владимира Путина и попробует решить свои политические проблемы за счет соседей, используя ядерное оружие как средство давления на жертву и ее союзников.
Альтернатива: равные правила для всех
Чтобы действительно остановить распространение ядерного оружия, необходимо создать единые, понятные и обязательные для всех правила. Например, можно было бы принять резолюцию Совета безопасности ООН, гласящую: любое государство, нарушающее режим нераспространения и стремящееся получить ядерное оружие, будет немедленно подвергнуто санкциям или военному удару. И — главное — применять это правило ко всем без исключений.
Сегодняшняя система работает выборочно: одним — бомбардировки, другим — поблажки, а третьим — равнодушие. Именно эта избирательность и провоцирует новые страны на ядерные авантюры. Если тенденция сохранится, то к середине XXI века в ядерный клуб могут войти Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия, Индонезия, Вьетнам, Алжир, Турция, возможно, Мексика (почему бы не принять упреждающие меры против непредсказуемого северного соседа?) — и даже Швейцария, которая в прошлом имела собственную ядерную программу и может восстановить ее при необходимости.
Заключение
Ядерное оружие остается краеугольным камнем международной безопасности. Но вместо того чтобы укреплять режим его ограничения, ведущие державы демонстрируют двойные стандарты, провоцируя новые гонки вооружений.
Операция Израиля и США против Ирана может временно отсрочить появление ещё одной ядерной державы, но в долгосрочной перспективе она только усилит интерес к ядерному оружию во всем мире. Спасение — не в превентивных ударах, а в глобальной, равной и предсказуемой системе безопасности.
Такая система может основываться только на твердом намерении участников отстаивать свои позиции и тем самым поддерживаемый системой баланс, а не пытаться умиротворить тех, кто решил перекроить сложившийся баланс сил в свою пользу в одностороннем порядке. Пока такую решимость можно видеть только в политике Израиля, в то время как страны Запада продолжают ожидать прилета волшебника в голубом вертолете, который решит все их проблемы за них.