Министр иностранных дел Китая Ван И, кажется, лукавил, когда недавно доверительно сообщил Кае Каллас, верховному представителю ЕС по иностранным делам и безопасности, что Китай «не может допустить поражения России в войне против Украины, потому что это позволило бы Соединенным Штатам переключить всё внимание на Китай».
Почему Ван мог быть не до конца искренним? Прежде всего, он — дипломат, а у дипломатов есть склонность высказываться не совсем откровенно. Запутывать противников и держать их в неведении — навык, которым владеют дипломаты во всех странах.
Кроме того, Ван представляет тоталитарное государство с мощным пропагандистским аппаратом, и это государство, как и все ему подобные, предпочитает манипуляции правде.
Но всего ясней лукавый характер его слов проявляется в том, что – вопреки его заявлению о США как о главной угрозе для Китая – на самом деле главной проблемой для Китая стала Россия.
Да, Китай, конечно, хочет сбросить США с хвоста, и любой способ отвлечь Америку от Китая хорош. Но Америка не находится по соседству и не участвует в изматывающей войне в Украине. Несмотря на громкие угрозы администрации Трампа, дело до настоящих укусов не дошло. И до сих пор не ясно, как именно эти «укусы» должны выглядеть — беззубость США видна в бесконечной возне вокруг тарифов.
Россия же, напротив, представляет собой гораздо более насущную угрозу безопасности Китая — и, возможно, даже риск.
Рассмотрим три возможных исхода войны с точки зрения интересов Китая.
Если Россия побеждает в Украине — как бы ни выглядела эта победа — Путин будет полон самоуверенности и высокомерия: его империалистическая авантюра «сделать Россию снова великой» (поднять с колен. – прим. переводчика) окончится успешно – и такая Россия с таким Путиным может решиться на безрассудную атаку близлежащей страны НАТО или на аннексию северной части Казахстана.
Ни то, ни другое Китаю крайне невыгодно.
Изменится и тональность отношений. Победоносная Россия может начать играть мускулами и оспаривать свою безусловную «дружбу без границ» с Китаем. Может, задумаются в Кремле, уже пора пересмотреть условия партнерства в пользу России, раз у России возник новый статус? Может, Китай должен платить больше за российскую энергию? А еще — прекратить публиковать карты, на которых российские города имеют китайские названия?
Вечная дружба не исчезнет в одночасье, но отношения станут гораздо более прохладными — и это может стать настоящим испытанием терпения Китая.
Если Россия проигрывает в Украине — опять-таки, как бы ни выглядело поражение — возможна целая череда крайне неприятных сценариев.
Полностью разгромленная Россия может погрузиться во внутреннее насилие и дестабилизировать всю Евразию. Путина могут свергнуть, режим рухнет. Междоусобицы в элите будут неизбежны, возможна даже гражданская война. Этнические регионы РФ могут воспользоваться хаосом и провозгласить независимость, и Российская Федерация позорно закончит существование. Теоретически Китай мог бы аннексировать большие территории на Дальнем Востоке, но выгода от такого захвата куда меньше, чем угроза безопасности со стороны распадающегося северного соседа.
Китаю предпочтительнее всего, чтобы Россия была обескровлена, но не побеждена. Слабая Россия, втянутая в бесперспективную войну, будет наказана, но сохранится как вассал Пекина, у нее не останется иного выхода, кроме как пресмыкаться перед китайским сюзереном. Такой России Китай только рад.
И война не обязательно должна быть затяжной, чтобы достичь этой цели. Она может закончиться хоть завтра — Россия уже стала бледной тенью самой себя. Её армия разгромлена, экономика на грани кризиса, а население — хотя и в целом поддерживает войну — все больше ощущает экономические проблемы.
Примечательно, что ослабленная Россия также отвечает интересам США, Европы и Украины, даже если для них это и не наиболее предпочтительный исход войны.
Все это говорит о том, что Ван, возможно, на самом деле сообщил Западу, что желания Китая совпадают с тем, чего должен хотеть и сам Запад.
Выводы для американской политики очевидны. США следует добиваться того же, чего хочет Китай: слабой России. Это легко достижимо — нужно просто помочь Украине остановить Путина, чем, возможно, наконец-то занялась администрация Трампа.
Ван, скорее всего, прольёт крокодиловы слезы и погладит бедного Путина по голове — но возражать не станет.