(Добавлена цитата Ляйен о замене российского газа американским в 4 абз, другие подробности)
ТЕРНБЕРРИ, Шотландия, 28 июл (Рейтер) - Вашингтон в воскресенье заключил рамочное соглашение с ЕС, предусматривающее введение пошлины в размере 15% на большую часть европейского импорта - это вдвое ниже изначально объявленной ставки тарифа. Таким образом, пока удалось избежать широкой торговой войны между двумя союзными экономиками, на которые приходится почти треть мирового ВВП.
В ключевых моментах соглашение идентично сделке США с Японией, и так же оставляет открытыми множество вопросов, включая размер пошлин на алкогольную продукцию.
По словам президента Дональда Трампа, соглашение предусматривает закупку Евросоюзом американских энергоносителей на $750 миллиардов в ближайшие годы и вооружений на сотни миллиардов долларов.
«У нас все еще слишком много российского сжиженного природного газа, поэтому мы приветствуем возможность закупать более доступный СПГ из Соединенных Штатов», - сказала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, комментируя торговую сделку.
Трамп сохраняет за собой право повысить пошлины в будущем, если европейские страны не выполнят свои инвестиционные обязательства, сказал журналистам высокопоставленный представитель американской администрации.
Ставка в 15% распространяется на большую часть товаров, включая полупроводники и фармацевтическую продукцию, но есть исключения - в частности, Вашингтон продолжит применять пошлину в размере 50% на сталь и алюминий.
Фон дер Ляйен предложила заменить пошлины системой квот, и Белый дом сообщил, что рассмотрение вопроса будет продолжено.
По ее словам, от сборов с обеих сторон освобождаются самолеты и авиационные комплектующие, некоторые химикаты, ряд непатентованных лекарств, оборудование для производства чипов, некоторые сельскохозяйственные продукты, природные ресурсы и критически важное сырье.
Представитель США сообщил, что пошлины на коммерческие самолеты пока останутся нулевыми и Брюссель и Вашингтон совместно примут решение относительно лайнеров после завершения проверки, которую проводит Вашингтон, добавив, что существует достаточно высокая вероятность согласования тарифов ниже 15%.
Американские официальные лица сообщили, что ЕС согласился снизить нетарифные барьеры для импорта автомобилей и некоторых сельскохозяйственных продуктов, хотя представители Евросоюза отметили, что детали все еще обсуждаются.
«Не забывайте, их экономика составляет $20 триллионов - она в пять раз больше японской, - сказал журналистам чиновник Белого дома. - Поэтому открытие их рынка создает колоссальные возможности для наших фермеров, рыбаков, скотоводов, всей нашей промышленной продукции и всего бизнеса».
Канцлер Германии Фридрих Мерц положительно оценил достигнутое соглашение, сказав, что оно предотвратило торговый конфликт, который нанес бы серьезный удар по немецкой экономике, ориентированной на экспорт, и особенно по автомобильной отрасли. Немецкие автопроизводители Volkswagen, Mercedes и BMW пострадали больше других от действующей американской пошлины в размере 27,5% на импорт автомобилей и запчастей.
Однако на взгляд многих участников рынка и промышленников Европы уровень пошлины в 15% всё еще слишком высок и может способствовать разгону инфляции, учитывая, что изначально европейская сторона надеялась на договоренность о полной отмене тарифных сборов.
Оригиналы сообщений на английском языке доступны по кодам:
(Андреа Шалал, Эндрю Грей, Ричард Лаф, Сьюзан Хеви, Канишка Сингх, Ян Струпчевский, Судип Кар-Гупта, Джулия Пейн и Филип Бленкинсоп)