Последние три с половиной года Сергей В. Кириенко отвечает за политические аспекты войны в Украине — и весьма усилил позиции в когорте опытных менеджеров, которые контролируют разветвленный государственный аппарат России.
Пока российский лидер ведёт войну, Кириенко контролирует широкий спектр усилий государства по ужесточению контроля Путина над Россией и над оккупированными территориями Украины. Он также недавно получил новые полномочия в Кремле, взяв на себя большую часть полномочий другого высокопоставленного чиновника администрации Путина, Дмитрия Козака, который не соглашался с вторжением в Украину.
Амбициозный бюрократ
Три года назад московский бизнесмен был на приеме у Кириенко. Кремлевский чиновник похвастался перед бизнесменом своей приверженностью здоровому образу жизни: к его кабинету примыкало помещение, похожее на частный тренажерный зал. И хотя вопрос бизнесмена не имел к этому отношения, Кириенко описал ему свой последний проект: постановку «референдумов» на оккупированных территориях Украины: нужно было создать видимость, будто эти регионы хотят присоединиться к России. Кириенко подробно рассказывал о референдумах и даже перечислил процентное распределение результатов, которое Кремль собирался объявить.
Бизнесмен подчеркнул, что Кириенко произвел впечатление спокойного, амбициозного бюрократа, «решающего конкретную техническую задачу». Ему стало ясно уже тогда, три года назад, что Кириенко — тот, кто воплощает идеи Владимира Путина в жизнь.
У Кириенко относительно скромный официальный титул — он первый заместитель руководителя администрации Путина, но не стоит его недооценивать: он представляет собой один из главных рычагов путинской власти, входя в группу умелых, толковых менеджеров-оппортунистов, которые и управляют разветвленным аппаратом российского государства.
Более трех лет Путин опирается на 63-летнего Кириенко в управлении политическими аспектами войны в Украине: в подавлении внутренней оппозиции, в расширении контроля Кремля над интернетом, во внедрении нарративов Путина в российские школы и культуру, в формировании языка и содержания пропаганды, в управлении оккупированными территориями Украины, в попытках легитимизировать территориальные захваты России.
За последние несколько месяцев зона влияния Кириенко еще расширилась — за счет задачи реинтеграции ветеранов войны в Украине в мирную жизнь и перевода россиян на государственный мессенджер, встроенный в государственную информационную систему, — вместо западных аналогов вроде телеграма или WhatsApp. Если Путин достигнет соглашения с президентом Трампом на их запланированном саммите на Аляске в пятницу о прекращении боевых действий в Украине, вероятно, новой задачей Кириенко будет подать россиянам их компромисс как победу.
Несостоявшийся кандидат в президенты России Борис Надеждин уверен, что эпоха независимых политиков в России прошла — общественное пространство при нынешнем Путине принадлежит таким, как Кириенко — «людям, которые и не пытаются реализовать какие-то собственные планы, идеи и так далее, а просто четко выполняют поставленные задачи».
«Без правил»
Кириенко говорит о себе как о технократе, то есть приверженце бесстрастного расчета работы власти.
У него шестой дан по айкидо, японскому боевому искусству, ориентированному на использование энергии противника и обращение ее против него самого. Он заявляет о своем интересе к идеям методологов — советских прикладных философов, которые считают, что общество можно сконструировать сверху, трансформировать сверху и затем управлять им сверху.
В суматохе современной российской политики подобное понимание работы власти привело Кириенко к тому, что он многажды менял политические союзы и самопереформатировался. «В игре без правил, — однажды сказал он в интервью, — побеждает тот, кто устанавливает правила».
Кириенко был всего 35 лет в 1998 году, когда он ненадолго стал премьер-министром России. Его юный образ и стремительный карьерный взлет — за несколько лет до этого он был всего-то руководителем регионального нефтеперерабатывающего завода — принесли ему прозвище Kinder Surprise, так называется детский десерт, шоколадное яйцо с сюрпризом, игрушкой, внутри.
Дюжина бывших коллег Кириенко и просто людей, знакомых с ним лично, говорят о нем как об управленце, досконально разбирающемся в способах влияния на общество и контроля за ним и умеющего из этих деталей собрать бесперебойно работающий механизмавтократии Путина. Многие из этих людей, включая трех человек, близких к Кремлю, говорили с The New York Times на условиях анонимности из-за боязни подвергнуться репрессиям.
Кремль отказался предоставить Кириенко для интервью и не ответил на просьбы о комментарии.
Борис Надеждин, некогда работавший его помощников, рассказал, что он заметил умение Кириенко управлять персоналом и заслуживать благосклонность начальства еще три десятилетия назад, когда Кириенко был заместителем министра энергетики. Надеждин и Кириенко снова столкнулись в 2024 году, когда Кремль заблокировал попытку Надеждина выдвинуться в президенты, стать конкурентом Путина.
После потери поста премьер-министра, когда Россия объявила дефолт по долгам, Кириенко стал одним из основателей партии, выступавшую за экономические реформы по западному образцу. А в 1999 году он баллотировался на пост московского мэра, и по воспоминаниям Марата Гельмана, галериста и политтехнолога, который тогда занимался его выборной кампанией, читал по пять книг в неделю, чтобы быстро разобраться, как стать своим для московского среднего класса.
«Он все быстро схватывал и быстро менялся», — вспоминает Гельман, который позднее отвернулся от г-на Путина и ныне живет в Берлине.
После победы Путина на президентских выборах 2000 года Кириенко снова поменял курс и ушел из парламента, чтобы работать в Кремле. Через несколько лет Гельман попросил о помощи для знакомого, который попал в немилость у властей, описав его Кириенко как «человека наших убеждений». Кириенко, вспоминает Гельман, ответил: «У меня теперь нет убеждений — я солдат Путина».
Альфред Кох, бывший в 1990-е годы вице-премьером России, который также покинул страну, описал похожий эпизод. Он пожаловался Кириенко в 2003 году на нарушения в тогдашней парламентской избирательной кампании. «Мы будем тут ла-ла, — ответил Кириенко, — или займемся делом?»
Мощные союзники
Уже укоренившись в кремлевской машине, Кириенко был поставлен руководить одним из крупнейших государственных бизнесов: в 2005–2016 годах он работал директором «Росатома», атомной госкорпорации.
За эти годы Кириенко, по словам западных чиновников и нескольких его соратников, укрепил связь с банковско-медийным магнатом Юрием Ковальчуком. По образованию физик, Ковальчук известен как один из ближайших друзей Путина.
Некоторые из собеседников сказали, что именно Ковальчук убедил Путина вернуть Кириенко в Кремль. В «Росатоме» Кириенко доказал свою эффективность, модернизировав компанию с применением японских принципов менеджмента и расширив влияние России в атомной сфере заключением сделок по всему миру.
В новой кремлёвской должности Кириенко получил задачу организовать «версию демократии» по-путински: это было упражнение на закрепление легитимности президента и удержание контроля над большой страной. В качестве первого заместителя руководителя администрации Путина, курирующего внутреннюю политику, Кириенко занимался отбором подходящих Кремлю кандидатов на пост губернаторов в более чем 80 регионах России, а также более 600 кандидатов в двухпалатное Федеральное собрание (Думу и Совет федерации) — ему предстояло создать декорацию для переизбрания Путина в 2018 и 2024 годах.
«Он — технический исполнитель, — считает Григорий Явлинский, либеральный политик, который участвовал в президентской кампании 2018 года с одобрения Кремля, — он тогда выполнил огромный объем работы».
Кириенко также проводил конкурсы, чтобы отобрать следующее поколение технократов, среди испытаний были онлайн-тесты на способность управлять и ролевые игры в лидерство. Только в этом году финалисты его конкурса «Лидеры России» были назначены на важные государственные должности: один проводит аудит строительства на оккупированной территории Украины, другой возглавил управление автобусным сообщением в пригородах Москвы, третий стал министером здравоохранения в Хабаровском крае.
Кириенко расширил полномочия, взяв под контроль последний бастион свободы слова в России: интернет. В 2021 году Кириенко перехватил контроль над самой популярной в стране социальной сетью, «В контакте» (VK), у одного олигарха. Юрий Ковальчук предоставил значительную часть средств, сын Кириенко Владимир стал гендиректором VK, а внучатый племянник Ковальчука Степан занял в этой компании другой важнейший пост – стал директором группы соцсетей и медиасервисов.
Сила этого союза проявилась в серии действий, которые многие аналитики восприняли как прелюдию к возможному запрету WhatsApp. В марте VK представила собственный мессенджер. В июне министр связи России Максут Шадаев похвалил компанию за выпуск «полностью российского мессенджера» на телеконференции с Путиным. Спустя несколько дней российские законодатели приняли закон, предписывающий предустановку российского мессенджера на всех смартфонах. В июле правительство объявило, что этим предустановленным приложением будет то самое, разработанное VK.
«Для нас правительство всегда партнер и старший товарищ», — заявил гендиректор VK Владимир Кириенко.
Поддержка вторжения
Когда Путин сосредоточил войска и планировал вторжение в Украину в 2022 году, политические помощники президента в значительной степени оставались в неведении, сказали приближенные Кириенко. Трое людей, близких к Кремлю, заявили, что были убеждены: Кириенко не разделял той одержимости возвращением Украины в сферу влияния России, которая подтолкнула Путина к нападению на соседнюю страну.
Но после начала войны Кириенко снова преобразился. Поменяв костюм бюрократа на оливково-зеленые рубашки, он начал поездки на оккупированную территорию Украины в условиях боевых действий, посещал госпитали и школы.
Он работал над планированием публичного «суда» над украинцами за военные преступления, чтобы показать, что Путин исполняет обещание «денацифицировать» страну, рассказывал один из его соратников. Суд так и не состоялся, поскольку российская армия испытывала трудности на поле боя, но идея никуда не делась: Кириенко заявил на конференции в 2023 году, что война «должна закончиться судами над украинскими преступниками».
Ему удалось поставить другое представление — фиктивные референдумы, на которых Москва заявляла, что украинцы под российской оккупацией якобы проголосовали в подавляющем большинстве за вхождение в состав России.
Внутри России Кириенко использовал все возможности Кремля, чтобы попытаться имитировать народную поддержку вторжения Путина.
Управление общественных проектов, подразделение, сосредоточенное на патриотических инициативах и подконтрольное Кириенко, разработало пропагандистские уроки для российских школьников. Его сотрудники также оказывали давление на чиновников среднего звена, вынуждая их проходить стажировки администраторами на оккупированной территории Украины, рассказывает политолог Сергей Марков, работавший с Кремлем.
«Конечно, те, кто не хочет, могут отказаться, — говорит Марков. – Но в этом случае они понимают, что столкнутся с серьёзными ограничениями в карьере».
В полномочия Кириенко также входит сфера искусства. Он увеличил государственную поддержку артистов, выступивших за войну, и отстранил от государственных проектов тех, кто критиковал ее, сообщали российские СМИ. Иосиф Пригожин, крупный музыкальный продюсер, подтвердил, что после вторжения Кремль дал «безлимитный чек» музыкантам, которые «более ориентированы на национальные интересы». Жена Пригожина, поп-звезда Валерия, выступала на патриотических концертах на Красной площади. Пригожин характеризует Кириенко как «позитивного, порядочного, чуткого и точного». Когда Кириенко ищет артистов для мероприятий, «подход не требовательный, а предлагающий», — объясняет Пригожин.
Политика Кириенко поддерживается всей мощью российского государства. Тысячи противников войны привлечены к уголовной ответственности или вынуждены покинуть страну в результате кампании, которую, как считают многие аналитики, оппозиционные фигуры и бывшие коллеги, координирует сам Кириенко как чиновником, курирующим в Кремле внутреннюю политику.
Илья Яшин, российский оппозиционный лидер, вспоминает, как в июле 2022 года после ареста и допроса разговорился в ожидании машины для этапирования с сотрудником силовых структур в мрачном коридоре органа правопорядка в Москве. Тот сказал ему, что его арест — «политическое решение» и намекнул на «Сергея» в Кремле, «дружка» Бориса Немцова, политика, приведшего Кириенко в правительство в 1990-е годы. Намек был в том, что Кириенко ответственен за его судьбу, говорил Яшин в интервью после своего освобождения в результате обмена политзаключенными в прошлом году, хотя уверенности в том, что Кириенко стоял за его арестом, у него нет.
Яшин, как и Кириенко, был соратником Немцова, российского оппозиционного лидера, убитого в 2015 году, только в разные времена его карьеры. «Теперь Немцов мертв, и один из его друзей посадил другого в тюрьму», — писал Яшин из заключения в 2022 году.
«Абсолютно оппортунистичен»
В феврале этого года российские государственные СМИ сообщили, что Кириенко занимается урегулированием общественных беспорядков в Абхазии – регионе Грузии, который Россия считает государством и всемерно поддерживает. Чтобы показать преимущества нахождения в орбите Кремля, Кириенко подарил региону 20 российских школьных автобусов и организовал местную версию своего фирменного конкурса лидерства. (Кириенко родился в «столице» Абхазии – городе Сухуми.)
Полномочия Кириенко всё сильнее распространяются за пределы России.
Прежде отношения с Абхазией курировал замруководителя администрации Путина Дмитрий Козак, но он утратил влияние в Москве из-за своей критики вторжения в Украину, по словам троих людей, близких к Кремлю, одного представителя США и одного западного собеседника. В последние месяцы, сказали они, Козак представил Путину предложение немедленно прекратить боевые действия в Украине, начать мирные переговоры и сократить влияние силовых структур России.
Путин оставил Козаку, который верно служит ему с 1990-х годов, на его должности. Но передал значительную часть полномочий Козака Кириенко – в том числе управление отношениями Кремля с Молдовой и с двумя отторгнутыми регионами Грузии, Абхазией и Южной Осетией, сказали источники.
Расширение влияния Кириенко демонстрирует, как его звезда продолжает восходить в Кремле по мере того, как он принимает и реализует военную политику Путина.
Кириенко «эффективен» и «абсолютно оппортунистичен», уверен Яшин. Если Путин или будущий российский лидер когда-нибудь повернут политику в сторону Запада, заключает Яшин, «Кириенко найдёт для этого оправдание».