Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

ЦБ качается, но не тонет: снижение ставки как уступка

Банк России снова снизил ключевую ставку с 17% до 16,5%, как и предсказывало большинство экспертов. Снижение символическое: в ЦБ даже не скрывают, что их вынудили. Главный теперь вопрос, разовая это уступка – или регулятор прогнулся окончательно? Пока больше похоже на первый вариант, но второй совсем не исключен.
Эльвира Набиуллина, кажется, сама себе противоречила
Эльвира Набиуллина, кажется, сама себе противоречила Снимок экрана

Поразительно (и демонстративно) уже само объяснение причин снижения ставки:

Устойчивые показатели текущего роста цен значимо не изменились и остаются выше 4% в пересчете на год. Экономика продолжает возвращаться к траектории сбалансированного роста. В последние месяцы активизировался рост кредитования. Высокими остаются инфляционные ожидания, —

такими словами в своем пресс-релизе ЦБ начинает описание мотивов решения.

Это намек?

Здесь буквально каждое утверждение противоречит произошедшему. Если рост цен по-прежнему устойчив и ни на йоту не приближает экономику к таргету в 4% инфляции, то почему решено ставку снизить? Это что, приблизит желаемое? «Экономика продолжает возвращаться к траектории сбалансированного роста». То есть хорошеет и при ставке 17%? Тогда зачем ее снижать? Ну, а упоминание того, что в последние месяцы кредитование растет, а инфляционные ожидания, которые и двигают участников рынка к росту потребления и повышения цен, остаются высокими, прямо кричат, что нужно ставку увеличивать — а то не все поняли, что пора быть скромней.

Складывается впечатление, что пресс-релиз подготовлен в расчете на рост или прежнюю ключевую ставку, а когда пришлось ее (символически) снизить, текст нарочно решили не менять. Хотя на пресс-конференции председательница ЦБ Эльвира Набиуллина сказала, что вариантов на совете директоров обсуждалось три: как было, 17%; снизить на половину процентного пункта, до 16,5% или на один пункт, до 16%.

Но выступление Набиуллиной получилось столь же противоречивым, что и пресс-релиз:

Ситуация развивается в целом в рамках нашего прогноза. Денежно-кредитные условия остаются жесткими, что создает предпосылки для снижения инфляции. Поэтому мы приняли решение продолжить смягчение своей политики. В то же время с прошлого заседания реализовались существенные инфляционные риски.

Если проще: в ЦБ предполагали, что инфляция после традиционного августовско-сентябрьского сезонного снижения возобновит рост, понимали, что только жесткая денежно-кредитная политика не дает ей разгуляться, поэтому политику… смягчаем ввиду новых рисков роста инфляции. И Набиуллина ничтоже сумняшеся перечисляет эти риски: увеличение дефицита бюджета, рост цен на топливо, повышение налогов.

И она совершенно права. Более того — ни один из этих рисков нельзя считать кратковременным; нет никакого понимания, когда эти риски не то что исчезнут, а хотя бы уменьшатся.

Это политика

Дефицит бюджета — закономерное следствие того, что военные расходы никто сокращать не планируют (не стоит радоваться чисто арифметическому снижению цифр в проекте бюджета — во-первых, их в любой момент можно увеличить, а во-вторых, есть сильное подозрение, что просто не смогли освоить все деньги в этом году из-за чисто физического ограничения оборонных производств), а доходы расти не хотят даже после повышения налогов, потому что оно наложилось на деградацию гражданского сектора и достижение потолка возможностей сектором оборонным.

Рост цен на топливо подталкивают и будут подталкивать санкции США и ЕС, ограничивающие доходы экспортеров, и удары украинских дронов по НПЗ и прочей нефтегазовой инфраструктуре. А новый рост налогов (НДС +2 процентных пункта) приведет не к краткосрочному росту инфляции, как говорит Набиуллина, а просто к росту инфляции, по-другому и не бывает. Перебить этот рост может только расширение собственного производства и импорта — ничего подобного пока нет и в долгой перспективе.

Объяснить противоречие между словами и делами ЦБ нельзя экономическими факторами, но легко — политическими. Проект федерального бюджета на 2026 и 2027–2028 годы показал: доходы никак не хотят сходиться с расходами. Расходы в общем-то сведены к минимуму — самая малость социальных, чтобы народ не взбунтовался, инвестиции откладываются или уменьшаются. Только война, только хардкор — не до жиру сейчас. «Время затянуть потуже пояса», — как призывал народ с плакатов один весьма корпулентный чиновник. Кстати, плохо кончил.

Доходы никак не получается увеличить настолько, чтобы удовлетворить военные аппетиты власти. Решили увеличить НДС — бизнес в ужасе. Решили увеличить количество плательщиков НДС за счет малого бизнеса — малый бизнес откликнулся намерением закрыться к такой-то матери, да так резко, что пришлось думать, как варить эту лягушку на медленном огне, снижая планку доходов, при которой придется начать платить НДС, постепенно. Более того, НДС не заставят платить сельпо — хочу надеяться, что и дальнобойщиков не заставят, и тогда герой моего рассказа Сашка сможет продолжать кормить семью.

 Это стагфляция?

Но денег-то не хватает. Уже сейчас. А экспортеры вместо того чтобы жаловаться, что экспорт падает из-за санкций, которые, в свою очередь, вызваны продолжением войны, жалуются, что рубль слишком крепок. Оно и понятно: жаловаться на войну — это уголовка, а жаловаться на Набиуллину, которая своей ставкой укрепляет рубль, — безопасно, легко и социально приемлемо.

И нельзя сказать, что жаловаться совсем уж не на что. Жесткая ДКП действительно замедляет экономику и промышленность. Но есть нюанс — замедляет гражданский сектор экономики. Оборонный сектор и госзаказ живут своей жизнью, там жесткостью не пахнет: кредиты по ставкам 2-8% годовых с возможностью реструктуризации, авансирование госзаказа, рост цен и пр.

Но ведь и ВПК тормозит! Собственно, единственное, что продолжает расти, — это производство беспилотников, простое сборочное производство, скрытое в статье «прочие транспортные средства». А даже для производства снарядов, не говоря о ракетах и танках, нужны новые цеха (а их надо строить), нужны высокоточные станки (а их надо импортировать), нужны люди (а их надо набрать и обучить).

И когда прокремлевский Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования пишет, что российская промышленность находится между стагнацией и рецессией, он неправ только в одном: российская промышленность, да и экономика в целом, находится между стагнацией и стагфляцией — сочетанием стагнации с высокой инфляцией. Не исключаю, что российская экономика умудрится сочетать падение экономики, рецессию, с высокой инфляцией — наверное, это можно будет назвать рецефляцией.

Это конец независимости ЦБ?

Если у компании дела идут в гору, акционеры склонны закрывать глаза на причуды топ-менеджмента. Когда дела идут неважно — начинаются поиски виноватого. И если настоящего виновника назвать никак нельзя, весь гнев обращается на козла отпущения.

ЦБ и стал таким козлом отпущения. С одной стороны — ругать его можно невозбранно, за базар, как говорят, не ответишь. С другой — у Эльвиры Набиуллиной, как говорят во властных коридорах, один начальник — Владимир Путин. Потому можно не сомневаться, что брань у нее на вороту не повиснет.

Однако незадолго до решения по ставке пришел весьма неприятный для Набиуллиной сигнал, что карт-бланш, выданный «начальником», может быть отозван. Минфин подготовил проект поправок к закону «О валютном регулировании и валютном контроле», где записана возможность регулирования отношений в валютной сфере в России наряду с федеральными законами также указами президента, в частности, по введению в одностороннем порядке валютных ограничений.

Настораживают сразу две вещи.

Во-первых, появление таких полномочий у президента — это конец независимости ЦБ.

Во-вторых, инициатива Минфина означает, что ведомство, до этого дружно работавшее с ЦБ в одной связке, теперь перешло к конфронтации. Причина понятна: Минфин отвечает за бюджет, который не сходится, за доходы, которые не растут. Унять желающего воевать президента никто не может, а вот надавить на ЦБ, чтобы тот ослабил узду ДКП, — вполне.

Да, снижать ставку в нынешних условиях — разгонять инфляцию, но за инфляцию отвечает как раз ЦБ, а не Минфин.

Окончание дружбы двух этих ведомств — скверный знак. Потому что, остроумно объяснял мне один экономист, корабль даже тонуть может по-разному. Может опрокинуться, увлекая с собою всех, а может — медленно опускаться на дно, сохраняя устойчивость. Пока Минфин и ЦБ работали в связке, корабль российской экономики тонул равномерно. Теперь может и опрокинуться.

Это уступка

Вот с такими исходными данными ЦБ и пришел ко дню заседания о ставке. И стоит признать: сделал все, что мог, опустил ставку минимально – четверть процентного пункта при двузначной ставке выглядела бы издевательством.

И сигнал получился очень ясный: Набиуллиной пришлось уступить. Она это сделала со всем достоинством, на которое была способна. Вплоть до того, что на вопрос журналиста о курсе рубля в случае окончания войны ответила:

Любой сценарий, который предполагает улучшение внешней конъюнктуры, будет дезинфляционным. Это будет способствовать тому, что мы быстрее будем снижать ключевую ставку.

Яснее о том, что именно стало причиной жесткости ЦБ, не скажешь. Но «начальник» Набиуллиной давал ей карт-бланш вовсе не для того, что она ему объясняла пагубность войны для российской экономики, а для того, чтобы она ему обеспечила возможность эту войну вести. И если начальник решит, что продолжать войну он может и без помощи ЦБ, то никакие соображения экономического порядка не заставят его сохранить свое покровительство.

И к сожалению, велика вероятность, что он так и решит. Если ЦБ утратит независимость и перейдет к политике фискального доминирования, цены будут расти, а бизнес гибнуть, у граждан появится гораздо больше мотивации пойти на войну. Даже в условиях, когда регионы сокращают доплаты за контракт. В армии точно кормят.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку