Если, конечно, эти ресурсы входят в «белый список» разрешенных в России. Оговорка о «временных отключениях» никого не должна обманывать — речь идет о скором возведении Великого русского файрвола по примеру китайского.
Интернет по-русски
Радостную весть принес глава Минцифры Максут Шадаев. «Минцифры совместно с операторами подготовили техническую схему доступа граждан к мобильному интернету в условиях ограничений. То есть когда происходит блокировка, по капче пользователи смогут получить доступ к белому списку основных сервисов на той же скорости», — заявил он. Captcha — это та страница, которая появляется перед входом на сайт с надписью «Я не робот» и пустым квадратиком, по которому надо кликнуть мышкой. Фактически, это вход на нужный ресурс вручную, исключающий автоматическое подключение. По словам Шадаева, это нужно для того, чтобы вражеские беспилотники не могли подключаться к нашему интернету для навигации. Для того же, по его словам, планируется ввести «период охлаждения» для иностранных сим-карт при их попадании в Россию.
Иностранцы не смогут, прилетев в Россию, вызвать такси? Смогут — через ту же капчу.
«Белый список», по словам министра, будет содержать «все ресурсы, нужные для жизни». Хочешь — заказ такси или доставки, хочет — иди на маркетплейс, хочешь — в банковское приложение. Интернет вещей, «цифровое государство», любые развлечения — все к вашим услугам. С маленькой оговоркой — все они должны быть одобрены на территории России.
Разумеется, первое, что приходит в циничную голову журналиста, всю жизнь пишущего про деньги: это какие же возможности открываются перед чиновниками и силовиками (без них ведь не обойдется), кто будет давать «добро» на включение в «белый список» интернет-ресурса! Ну а второй, как человеку, которому важны связи с российскими друзьями, пришла мысль, что «временные» и «ограниченные» отключения мобильной связи могут ведь легко стать постоянными и повсеместными. И что тогда делать? И поможет ли VPN? И я пошла к знающим людям за просвещением.
«Трагизм ситуации в том, что козлы — умные», — с горечью сказал первый из них: Минцифры делает абсолютно железобетонный файрвол — ровно по китайскому образцу, и делает, похоже, хорошо. И хотя даже китайский файрволл имеет свои щели, это кого надо и где надо щели, а вовсе не недоработка властей.
Вот с этого момента требуются пояснения.
Интернет по пропуску
Итак, что я вынесла из общения со знатоками в переводе на понятный язык (сразу прошу прощение за некоторое упрощение). Фактически, в России создается система входа в интернет «по пропуску». Для подавляющего большинства людей это будет пропуск в одобренный властями сегмент «чебурнета» — ровно как и в Китае обычный человек может войти только в китайский сегмент интернета. Конечно, отечественный «аналоговнет» будет с трубой пониже и дымом пожиже — но, похоже, в Минцфры уверены, что в отсутствии конкурентов российские сервисы начнут развиваться невиданными темпами.
Опыт автопрома говорит об обратном, но кто я такая, чтобы спорить с целым ведомством?
Тем не менее, все, что нужно для жизни, в «чебурнете» действительно будет. Нужно что-то купить? Вот тебе маркетплейсы. Оплатить? Да хоть улыбкой, хоть по цвету глаз. Люба справка — только кликни на «Госуслуги». Развлечения — вот тебе «В контакте» с его пиратским контентом и инвалид от рождения «Рутуб».
Вернее, все это и многое другое будет собрано в мессенджеры Max, который, видимо, мыслится таким глобальным порталом в мир российского интернета. Это же так удобно — сделать один вход для всех, чтобы легче было отслеживать. Правда, любой сбой этого самого «Макса» всех от всего и отрежет, но речь же не про наше удобство, а про удобство контролеров.
Короче, живи и радуйся. Ровно до тех пор, пока не захочешь выйти куда-то вовне: на YouTube, например, или Instagram, да на любой заблокированный Роскомнадзором ресурс — включая нашу The Moscow Times, где вы сейчас читаете этот текст. Собственно, прелесть будет в том, что даже блокировать ничего не надо — достаточно не включить ресурс в «белый список».
Доступ к врагу
Безусловно, абсолютного запрета не будет: для кого надо, по заявкам, будут открывать выход в мировой интернет полностью или частично. Маргарите Симоньян больше не придется беспокоиться о том, как ей клеймить позором «разных там экстремистских фбк» — ей доступ к этим ресурсам дадут. Как и другим проверенным соратникам. В конце концов, в СССР самые полные библиотеки самиздата и тамиздата были вовсе не у диссидентов, а у видных партийных деятелей, пропагандистов и кгбшников — да не в слепой копии, а в оригинальном издании, с номером, с разрешением. Они тоже боролись с врагом, досконально его изучая.
Скорее всего, условно-свободный доступ будет и у разных там физиков-математиков-программистов и прочих нужных для ковки оборонного щита и разящего без разбору меча специалистов. Потому что нужно же оставаться в курсе научно-технических достижений. Скорее всего, будут даже закрывать глаза на некоторые их шалости — например, если некоторые протянут канал с рабочего места к себе домой, где будут по вечерам смотреть на том же YouTube всяких «экстремистов». Ты, главное, куй, а что ты там на своей кухне смотришь — дело десятое.
Скорее всего, останутся и те, кто просто найдет силы и возможности прорыть свой лаз в мировой интернет. В конце концов, в любом заборе это возможно.
Бог в интернете
Например, при помощи i2p — виртуального интернета поверх интернета физического. Он относится к типу т. н. оверлейных сетей, к которым относятся и VPN, и одноранговые сети p2p. Но если с VPN Роскомнадзор борется (с переменным успехом) и, как меня уверял один из собеседников, сможет, скорее всего, добить сервисы за год-два, в том числе с помощью запрета (а к тому времени, благодаря распространению того же Max, сливающего силовикам всю вашу подноготную, выяснить, где и кто пользуется VPN, можно будет быстро), то с i2p так не получится.
«Эту сеть делали маньяки секретности, там пять слоев шифрования и способность входить через шлюзы, которые невозможно отключить без того, чтобы не положить весь интернет», — уверял меня собеседник. До прошлого года эта сеть была не слишком популярна, потому что могла передавать только текст: написанная на языке Java, она была очень медленной. Но в прошлом году те же «маньяки» переписали ее на языке C++, и теперь с ее помощью можно даже YouTube смотреть, пусть и в невысоком разрешении.
Однако установка такой сети требует очень продвинутых умений — так что или учитесь, или ищите того, кто умеет. Для тех, кто готов — вот хорошая инструкция.
Касательно определения вашего местоположения, в случае, если обнаружат, что вы используете запрещенные инструменты, тоже есть противоядие — включение режима root. «Этот режим бога», — так кратко охарактеризовал его один из моих собеседников. Такой режим есть на телефонах android, однако извлечь его трудно. Легче — на довольно дорогих телефонах, например, на «гуглофонах» Pixel. Рутировав свой телефон, можно будет установить специальную программу, которая будет указывать ложное местоположение — есть даже такие, которые могут имитировать ваше движение по нарисованному вами же маршруту.
В обход «чебурнета»
Обычные VPN тоже не исчезнут полностью — скорее всего, останутся частные маленькие, созданные для небольшого круга друзей. Тут главное — не давать доступ непроверенным людям. Ну и, разумеется, это будут не открытые VPN — их Роскомнадзор уже научился успешно «убивать». Вернее, как мне объяснили, нашел деньги на установку весьма дорогой версии DPI (Deep Packet Inspection), умеющих хорошо выискивать VPN с помощью глубокого анализа трафика, а не по IP, как раньше. Маленькие VPN-сообщества, не создающие видимого специфического трафика, вряд ли будут ловить — во всяком случае, специально.
Конечно, многие сейчас беспокоятся о связи с родными и друзьями — я тоже беспокоюсь. Пока, как мне объяснили, в случае установления полноценного файрвола единственным вариантом без перечисленных выше манипуляций останется электронная почта. В этом случае человек в России покупает отдельную симку, регистрирует на нее любой российский почтовый мессенджер — хоть mail.ru. Передает своему собеседнику за рубежом логин и пароль, а зарубежный человек ставит себе любой почтовый сервис и по переданному логину и паролю заходит на российскую почту без ее установки на свой телефон или компьютер. Это тоже требует специальных умений.
Другой мой собеседник выразил уверенность, что таки появятся какие-то программы для связи — но велика вероятность, что они будут прозрачны для просмотра российскими спецслужбами. Так что общаться нужно будет, следя за языком и темами.
Как видите, найти возможности можно будет даже в случае полноценного «чебурнета». Но все они будут требовать определенных умений. И тут встает вопрос цены. Зачем все эти усилия — особенно, если вы сами не профессиональный программист и вынуждены будете искать специалистов на стороне? Чтобы смотреть ролики на YouTube? Если вы смотрите или читаете независимую прессу и оппозиционных блогеров — да, овчинка стоит выделки. А если вам интересны кулинарные советы и детские мультики? Какое количество граждан ради свободы читать и смотреть будут так заморачиваться — подвергаясь, все же, хоть небольшому, но риску?
В Китае люди не выходят в мировой интернет не потому, что невозможно — в офисах гонконгских ИТ-компаний вообще файрвола нет, — а потому что свобода слишком дорога и не слишком востребована.
***
Собственно, ответом на вопрос, будет ли в России создан полноценный файрвол, служит именно это — насколько свобода слова окажется важна для значительного числа граждан. Если важна — скорее всего, власти отступят: любая власть понимает, что ломать через колено слишком значительное количество недовольных себе дороже.
Но, боюсь, число тех, кому это важно, будет не столь велико. Буду рада ошибиться, но все же советовала бы сейчас, пока есть время, озаботиться созданием для себя неподконтрольной государству лазейки в мир.