Генералы то обостряют риторику, то играют в риторическую деэскалацию. Лукашенко пытается заигрывать с Вашингтоном, по военным вопросам продолжает целиком следовать в фарватере Путина. И хотя реальной эскалации во время «Запада-2025» вероятнее всего не будет — это точно не повод расслабляться.
Полгода от учений до войны
Хотя учения «Запад» начали проводить еще с 1977 года, однако наибольшее внимание привлекают из-за того, чем закончились последние из них.
Маневры «Запад-2021» проходили в сентябре 2021 года на девяти полигонах в России и на пяти — в Беларуси. Официально беларусской стороны было задействовано около 13 тысяч военнослужащих, с российской — около 200 тысяч. После этого обострился искусственный миграционный кризис на границе Беларуси с Евросоюзом (она же — граница ОДКБ с НАТО), который на западе небезосновательно квалифицируют как элемент гибридной агрессии.
Далее, в декабре, был ультиматум Путина НАТО, а потом — и 24 февраля 2022-го. Во время полномасштабного вторжения российские войска заходили в Украину в том числе с территории Беларуси, где до этого накапливались как раз со времени учений — включая «Союзную решимость — 2022» непосредственно в феврале. Так что неудивительно, что к очередным учениям «Запад» приковано теперь столько внимания.
Минск и Москва манипулируют этим вниманием, в зависимости от политической конъюнктуры то нагнетая, то разряжая обстановку.
Риторические качели «Запада-2025»
Сперва 10 января 2025 года, еще до инаугурации Трампа, помощник министра обороны Беларуси по вопросам международного военного сотрудничества Валерий Ревенко заявил, что по масштабу учения будут превышать 13 тысяч человек личного состава.
28 мая 2025 года, между первым и вторым раундами прямых переговоров в Стамбуле, министр обороны Беларуси генерал-лейтенант Виктор Хренин заявил о снижении параметров учений «Запад-2025» и переносе основных маневров вглубь территории Беларуси. Кроме переноса маневров, будет сокращено число участников совместных белорусско-российских учений. Их уменьшат практически вдвое, сообщил Ревенко.
А 23 июля начальник генштаба вооруженных сил Беларуси Павел Муравейко заявил что отдельные эпизоды учений пройдут все-таки ближе к границам Литвы и Польши — как реакция на «спекуляции наших западных коллег».
Все эти заявления обращают на себя внимание прессы, но никаких реальных изменений на земле не происходит — как, вероятно, и в замысле учений «Запад», одобренном еще в октябре 2024 года на совместной коллегии министерств обороны Беларуси и России.
Более того, «глубина Беларуси» — это далеко не то же самое, что глубина России, где речь может идти о тысячах километров по тайге. Расстояние между «глубиной Беларуси» и границей с ЕС — примерно 180 километров. По беларусской равнине, где давно существует хорошая и развитая автомобильная и железнодорожная инфраструктура. Так что расстояние, о котором спекулируют минские чиновники, военные могут без труда преодолеть за несколько часов.
Что лишает риторические качели практического содержания: от перемены места учений в Беларуси принципиальной разницы с точки зрения угрозы Западу не возникает.
Маневры военные и дипломатические
Вся эта риторика про учения отображается на двух дипломатических треках — с Москвой и Вашингтоном.
Режим Лукашенко всегда в значительной степени опирался на поддержку Кремля, хотя эти абьюзивные отношения и сопровождались периодическими различными конфликтами — от молочных до газовых. Но с 2020 года, когда Лукашенко явным образом проиграл выборы и утратил внутреннюю легитимность, зависимость Лукашенко от Москвы стала критической. Из-за этого растет и зависимость всей Беларуси от России, по самым разным направлениям — в экономике, политике, энергетике, и, конечно, сфере безопасности.
По сути Лукашенко сдает беларусский суверенитет по частям — в обмен на дальнейшую поддержку Кремля, да и просто не видя для себя реальной возможности возразить московским аппетитам.
Но Лукашенко все же пытается посылать сигналы Вашингтону, по возможности принимая у себя высокопоставленных представителей новой американской администрации. Эти встречи сопровождаются освобождением политзаключенных, включая граждан США, а также Сергея Тихановского.
Это иллюстрирует тот факт, что Минск сохраняет некоторые возможности для политического маневра во внутренних вопросах и даже пользуется окном возможностей для контактов с новой американской администрацией.
На встречах с Путиным Лукашенко, конечно, всячески стремится продемонстрировать, что его переговоры с американцами — не сепаратное предательство России, а наоборот, он там максимально отстаивает российские интересы. Хотя для Кремля и очевиден тот факт, что в реальности во время встречи с представителями администрации Трампа Лукашенко вряд ли волновали чьи-либо интересы, кроме собственных.
Однако по военным вопросам Лукашенко продолжает целиком следовать в фарватере Путина. И переменчивая риторика про «Запад-2025» не отменяет тот факт, что учения пройдут в срок, а если Россия захочет снова использовать беларусскую территорию или инфраструктуру для нападения на Украину или других соседей Беларуси — то Лукашенко не то что не будет этому препятствовать, но всячески поможет.
Волк! Но не сегодня
Неудивительно, что учения вызывают беспокойство и подозрения у соседних с Беларусью стран.
Владимир Зеленский уже заявлял, что российские войска могут использовать тренировки на территории Беларуси для вторжения в Польшу и Литву. Эти страны, в свою очередь, тоже реагируют на возросшие риски. Начальник беларусского генштаба Муравейко, говоря о «спекуляция наших западных коллег», как раз ссылается на польские учения дивизионного масштаба в районе Беловежской пущи, а также переброску литовской бригады «Железный волк» на полигон Пабраде (в 15 километрах от границы с Беларусью).
Реальной эскалации во время учений «Запад-2025», вероятнее всего, не будет.
Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте перед июньским саммитом в Гааге заявлял, что Россия может быть готова атаковать страны НАТО в перспективе «трех, пяти или семи лет» (то есть 2028 — 2034 гг.). Его предшественник, Йенс Столтенберг, говорил о 2027–2029 годах, такие же сроки называл Bloomberg со ссылкой на западные разведки. Схожие оценки дает International Institute for Strategic Studies (IISS), прогнозируя способность России «создать серьезный военный вызов союзникам по НАТО, особенно странам Балтии, уже в 2027 году».
В этом контексте у учений «Запад-2025» две главных цели. Военная — собственно отработка российско-беларуских маневров на восточном фланге НАТО. А политическая — создать мирный имидж такой активности; выставить алармистами всех тех, кто будет обращать внимание на потенциальные угрозы странам Балтии и Польше.
Чтобы военных аналитиков воспринимали как героя басни Эзопа, слишком рано кричавшего «Волк!».
По аналогии с тем, как после учений «Запад-2017» беларусское телевидение гордо демонстрировало кадры уезжающих домой российских танков, приговаривая — вот ответ тем, кто боялся, что русские всех оккупируют и начнут войну.
В 2022 году году пропагандисты об этом уже не вспоминали.